Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности «Внеклассное чтение» (духовно-нравственное направление) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартов (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Назначение рабочей программы, актуальность и перспективность курса. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы нами создана программа внеурочной деятельности для учащихся 1-3 классов «Внеклассное чтение»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС. Обучение чтению строится на основе понимания того, что литература это явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознании значимости чтения для личного развития; формирования представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формировании потребности в систематическом чтении. Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства. Программа является дополнением предмета «Литературное чтение» федерального компонента. Данная программа реализуется в течение 3 лет во внеурочной деятельности.Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 35 минут в 1 классе, 45 минут во 2-3 классах.Всего объем часов, отпущенных на занятия, составляет 101 час. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Внеклассное чтение» 1 класс Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться оценивать поступки людей, Принимать и осваивать Личностные жизненные ситуации с точки з социальную роль УУД рения общепринятых норм и ц обучающегося. енностей; оценивать конкретн Уважительно относиться к ые поступки как хорошие или иному мнению, истории и плохие; культуре других народов, терэмоционально «проживать» те пимо относиться к людям иной кст, выражать свои эмоции; национальной принадлежности. понимать эмоции других Ориентация на понимание людей, причин успеха в учебной сочувствовать, сопереживать; деятельности, в том числе на высказывать своё отношение к самоанализ и самоконтроль героям прочитанных произведе результата, на анализ ний, к их поступкам. соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. Определять Определять и Регулятивн и формировать цель деятельн формулироватьцель ые УУД ости на уроке деятельности на уроке с с помощью учителя; помощью учителя. проговаривать последовательнос Способность принимать и ть действий на уроке; сохранять цели и задачи учиться высказывать своё пре учебной деятельности, находить дположение (версию) на основ средства и способы её е осуществления. работы с иллюстрацией учебник Проговариватьпоследовательн а; учиться работать по предложе нному учителем плану Познаватель ориентироваться в учебнике ( на развороте, в оглавлении, в ные УУД условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате сов местной работы класса и учител я; ость действий на уроке. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Пользоваться памятками (даны в конце учебника); Перерабатывать полученную информацию: сравнивать игруппировать предметы и их образы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникат ивные УУД оформлять свои мысли в устн ой и письменной форме (на ур овне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и переск азывать текст; договариваться с одноклассни ками совместно с учителем о п равилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять разл ичные роли (лидера исполнителя). Оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Предметные осмысленно, правильно читать -делить текст на смысловые результаты целыми словами; части, составлять его простой отвечать на вопросы учителя п план; о содержанию прочитанного; -подробно пересказывать подробно пересказывать текст; небольшие по объёму тексты по составлять устный рассказ задаваемым учителям вопросам; по картинке; -читать наизусть небольшие заучивать наизусть небольшие с стихотворения (по выбору); тихотворения; -уметь самостоятельно соотносить автора, название и выбирать интересующую героев прочитанных произведе литературу, пользоваться ний; словарями и справочными различать рассказ и стихотворен источниками для понимания и ие. получения дополнительной информации; -развивать художественнотворческие способности, уметь создавать собственныйтекст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. 2 класс Обучающийся научится Обучающийся получит возможность научиться Принимать и осваивать Личностны оценивать поступки людей, жиз ненные ситуации с точки зрения социальную роль е УУД общепринятых норм и ценност обучающегося. ей; оценивать конкретные пост Уважительно относиться к упки как хорошие или плохие; иному мнению, истории и эмоционально «проживать» текс культуре других народов, терт, выражать свои эмоции; пимо относиться к людям иной понимать эмоции других людей, национальной принадлежности. сочувствовать, сопереживать; Ориентация на понимание высказывать своё отношение к причин успеха в учебной героям прочитанных произведен деятельности, в том числе на ий, к их поступкам. самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. Определять и Регулятивн определять и формулировать цель деятельности на уроке с формулироватьцель ые УУД помощью учителя; деятельности на уроке с проговаривать последовательнос помощью учителя. ть действий на уроке; Способность принимать и учиться высказывать своё пред сохранять цели и задачи положение (версию) на основе учебной деятельности, находить работы с иллюстрацией учебник средства и способы её а; осуществления. учиться работать по предложе Проговариватьпоследовательн нному учителем плану ость действий на уроке. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать новые знания: Познавател ориентироваться в учебнике ( находить ответы на вопросы, ьные УУД на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в слов используя учебник, свой аре; жизненный опыт и находить ответы на вопросы в информацию, полученную на тексте, иллюстрациях; уроке. Пользоваться делать выводы в результате сов памятками (даны в конце местной работы класса и учител учебника); я; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать игруппировать предметы и их образы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуника оформлять свои мысли в устно й и письменной форме (на уров тивные не УУД предложения или небольшого т екста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и переска зывать текст; договариваться с одноклассник ами совместно с учителем о пра вилах поведения и общения и сл едовать им; учиться работать в паре, гру ппе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях. Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Предметны воспринимать на слух тексты в и сполнении учителя, учащихся; е результаты осознанно, правильно, выразител ьно читать целыми словами; понимать смысл заглавия произ ведения; выбирать наиболее под ходящее заглавие из данных; са мостоятельно озаглавливать текс т; делить текст на части, озаглавли вать части; выбирать наиболее точную формулировку главной м ысли из ряда данных; подробно и выборочно пересказ ывать текст; составлять устный рассказ о гер ое прочитанного произведения по плану; размышлять о характере и посту пках героя; относить произведение к одном у из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литерату рную (авторскую) сказку находить в с казке зачин, концовку, троекратн -делить текст на смысловые части, составлять его простой план; -подробно пересказывать небольшие по объёму тексты по задаваемым учителям вопросам; -читать наизусть небольшие стихотворения (по выбору); -уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации; -развивать художественнотворческие способности, уметь создавать собственныйтекст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. ый повтор и другие сказочные п риметы; 3 класс Обучающийся научится Личностны эмоциональность; умение осозна вать и определять (называть)св е УУД ои эмоции; эмпатия умение осознавать и определя ть эмоции других людей; сочувствовать другим л юдям, сопереживать; чувство п рекрасного умение воспринимать красоту п рироды, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художеств енного слова, стремиться к сов ершенствованиюсобственной речи; любовь и уважение к Отечеству , его языку, культуре, истории; п онимание ценности семьи, чувст ва уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению ди алога с автором текста; потребн ость в чтении; наличие собстве нных читательских приоритетов и уважительное отношение к пр едпочтениям других людей; орие нтация в нравственном содержа нии и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. Регулятивн самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять ые УУД план решения учебной проблем ы совместно с учителем; работа Обучающийся получит возможность научиться Принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов, терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства. Определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя. ть по плану, сверяя свои действ Способность принимать и ия с целью, корректировать сво сохранять цели и задачи ю деятельность; в диалоге с учит учебной деятельности, находить елем вырабатывать критерии о средства и способы её ценки и определять степень усп осуществления. ешности своей работы и работы Проговариватьпоследовательн других в соответствии с этими ость действий на уроке. критериями Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Добывать новые знания: Познавател вычитывать все виды текстов ой информации: фактуальную, находить ответы на вопросы, ьные УУД подтекстовую, концептуальную; используя учебник, свой пользоваться разными видами ч жизненный опыт и тения: изучающим, просмотров информацию, полученную на ым, ознакомительным; извлека уроке. Пользоваться ть информацию, представленн памятками (даны в конце ую в разных формах(сплошно учебника); й текст; несплошной текст – Перерабатывать полученную иллюстрация, таблица, схема); информацию: сравнивать перерабатывать и преобразовы игруппировать предметы и их вать информацию из одной фор образы. Строить рассуждения в мы в другую (составлять план, т форме связи простых суждений аблицу, схему); об объекте, его строении, пользоваться словарями, справо свойствах и связях. чниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинноследственные связи; строить рассуждения; оформлять свои Оформлять свою мысль в Коммуника мысли в устной и письменной ф рисунках, доступных для тивные орме с учётом изготовления изделиях. УУД речевой ситуации; Излагать своё мнение и адекватно использовать речевы аргументировать свою точку е средства для решения различн зрения и оценку событий. ых коммуникативных задач; вл Допускать возможность адеть монологической и диалоги существования у людей ческой формами речи;высказыв различных точек зрения, в том ать и обосновывать свою точк у зрения; слушать и слышать других, пы таться принимать иную точкузр ения, быть готовым корректиро вать свою точку зрения;договар иваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. -делить текст на смысловые Предметны воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; части, составлять его простой е план; результаты осознанно, правильно, выразител ьно читать вслух;– -подробно пересказывать самостоятельно прогнозировать небольшие по объёму тексты по содержание текста по заглавию, задаваемым учителям вопросам; фамилии автора, -читать наизусть небольшие иллюстрации, ключевым словам; стихотворения (по выбору); самостоятельно читать про себ -уметь самостоятельно я незнакомый текст, проводить выбирать интересующую словарную работу; литературу, пользоваться делить текст на части, составля словарями и справочными ть простой план; источниками для понимания и самостоятельно формулировать получения дополнительной главную мысль текста; информации; находить в тексте материал для -развивать художественнохарактеристики героя; творческие способности, уметь подробно и выборочно пересказ создавать собственныйтекст ывать текст; на основе художественного провысказывать и аргументирова изведения, репродукции картин ть своё отношение к прочита художников, по иллюстрациям, нному, в том числе к художест на основе личного опыта. венной стороне текста (что пон равилось из прочитанного и почему); относить произведения к жан рам рассказа, повести, пьесы п о определённым признакам; различать в прозаическом прои зведении героев, рассказчика и автора; видеть в художественном текст е сравнения, эпитеты, олицетво рения;соотносить автораназван ие и героев прочитанных произ ведений. Содержание учебного предмета 1 класс «В гостях у сказки»: русские народные сказки. Анализировать прочитанный материал, характеризовать основные проблемы героев. Систематизировать сказки по поднимаемым в них проблемам. Организовывать игры на основе сказок Слушать чтение сказок учителем, использовать раскраски со сказками, лепить героев из пластилина. Формировать классный обменный фонд книг. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете». Организовать игровое путешествие по произведениям С.Я. Маршака. Читать наизусть. Представлять полюбившегося текста (с аргументацией). И.И. Акимушкин «Жил-был бобр», рассказы о животных. Экскурсия-игра, выразительное чтение, обсуждение, обзор литературы о животных. В.А. Осеева «Волшебное слово». Выразительное чтение, обсуждение, беседа, дискуссия (работа в творческих группах). Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники». Беседа, инсценировка, викторина. Представление других произведений Н.Н. Носова. Обсуждение выставки иллюстраций (либо экранизации произведений) «В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с библиотекарем и библиотекой. Правила пользования библиотекой. Обзор литературы для детей. Д. Биссет «Все кувырком». Коллективное чтение, конкурс рисунков, игра. Приобщение к библиотеке, Оптимальное повышение техники чтения; В.П. Катаев «Цветик-семицветик». Коллективное чтение, обсуждение, беседа, дискуссия (работа в творческих группах). Народные песенки, потешки. Музыкально-игровая программа. (Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы), беседа об экранизациях, содержащих элементы народной культуры) В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы». Чтение и пересказ рассказов учащимися, обсуждение, дискуссия. Приобщение к библиотеке, Оптимальное повышение техники чтения. «Книжная полка папы и мамы»: книги детства родителей. Литературный час совместно с родителями, книжная выставка, прослушивание аудиозаписей, обсуждение. Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста». Чтение учащимися, видеопросмотр, викторина, лепка из пластилина. «Попробуй, отгадай!». Викторина – презентация. Викторина (либо брейнринг) между группами по прочитанным произведениям. «Спасибо тебе, Азбука!». КВН для первоклассников: инсценированная программа. «Стихи о детях и для детей». Встреча с детским поэтом. Чтение стихов учителем и учащимися, в том числе и наизусть, игры. «Литературное лето». Обзор рекомендательного списка литературы для летнего чтения. Определение проблем, рассматриваемых в книгах. 2 класс «Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам Шарля Перро. Обмен информацией по прочитанным сказкам. Викторина, конкурс иллюстраций. Приобщение к библиотеке, Оптимальное повышение техники чтения; “Моя книжная полка”. Организовать выставку книг семейной библиотеки. Рисование обложки любимой книги. Участвовать в организации классного обменного фонда. В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» Басни И.А. Крылова . Производить аналитический обзор басен прочитанных учащимися вне школьной программы. Участвовать в викторине по басням И.А. Крылова. « Путешествие в Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы, просмотр видео-фрагментов. «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. Обмен информацией по прочитанным сказкам. Литературная игра. Обогащение знаний о литературе; «В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем. Обзор журналов для младших школьников: «Познайка», «А почему?», «Клёпа», «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Миша», «Колобок» и т.д. А.К. Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик». Читательская конференция, фотовыставка «Моя семья». Развитие аналитических способностей, воображения, фантазии; А. Милн. «Вини Пух и все – все - все». Чтение по ролям, дискуссия по героям. Информация о переводной литературе (А.Толстой «Буратино», Дж. Родари «Чиполино»). Клуб «Перышко». Маршак, Чуковский и др. Знакомство с творчеством детских поэтов. Чтение любимых стихотворений. «Поиск рифмы» (пробуем сочинять стихи). «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. Конкурс знатоков. Конкурс стенных газет, посвященных творчеству Носова, конкурс писем любимому герою. «Тот самый Карлсон» (по книге А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне"). Пересказ понравившихся эпизодов, чтение и обсуждение эпизодов, выставка рисунков. Информация о других произведения А. Лингренд Б.С. Житков «Рассказы о животных». Знакомство с книгой О.Ф. Кургузова «По следам Почемучки». Чтение и пересказ понравившихся эпизодов и произведений, беседа, обсуждение. Выставка рисунков. Обогащение знаний о литературе; «Берегите книги!» Беседа в библиотеке о бережном отношении к книге, учимся «лечить» книжки, конкурс на лучшую закладку. В.В. Чаплина «Питомцы зоопарка». Литературная «Зоо-экскурсия». Обсуждение прочитанного. Рассказы ребят о лесных животных и насекомых по прочитанному материалу (по собственным наблюдениям). «Как приходит лето красное, ясно светит солнце ясное!»: Литературномузыкальный утренник на материале русского фольклора, выставка иллюстраций по прочитанным произведениям. 3 класс Самые интересные книги, прочитанные летом. Обмен рекомендациями и впечатлениями. Знакомство со списком рекомендуемой литературы. Встреча с местными поэтами и писателями. Формируем классный книжный фонд для обмена. «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов. Рисование иллюстраций к услышанному (интегрированный урок). Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» Обсуждение прочитанного, чтение и пересказ понравившихся эпизодов, дискуссия. Составление словарика литературоведческих терминов. И. Соколов-Микитов «Русские сказки о природе» Обсуждение прочитанного материала. Рассказ о собственных наблюдениях. Литературная викторина. А. Волков. «Волшебник изумрудного города» Знакомство с творчеством А. Волкова и его произведениями (работа в группах). Чтение и пересказ понравившихся эпизодов. Фотоконкурс и урок- рассуждение на тему: «Я читаю!» Информация о прочитанных книгах с анализом и рекомендациями. Фотоконкурс - выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. Современные детские журналы и газеты ( урок-конференция) Обзор детской периодики в библиотеке. Чтение и обсуждение докладов. Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка» Знакомство с творчеством Д. Мамина – Сибиряка (доклад), обсуждение прочитанного, беседа о литературе, посвященной животным. Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени» Чтение самых ярких эпизодов, обсуждение просмотр эпизодов фильма. Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет" Обсуждение прочитанного материала, беседы об охране животного мира. Обогащение знаний о литературе; Э. Распэ «Приключения Барона Мюнхгаузена». Знакомство с книгами Ю.Б. Вийры «Мой папа – Мюнхгаузен», С.Л. Макеева «Мюнхгаузен в России», «Русский дневник барона Мюнхгаузена». Чтение и пересказ отрывков, обзор, тест-игра, подготовка совместно с учащимися вопросов для брейн-ринга по прочитанным рассказам. Расширения кругозора чтения; Обогащение знаний о литературе; Развитие аналитических способностей, воображения, фантазии; Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков», «В стране невыученных уроков – 2», «Путешествие в страну невыученных уроков» Урок-путешествие, прослушивание аудиозаписи, чтение отрывков, просмотр отрывков из мультфильмов, обсуждение. Умение работать с текстом, книгой; Заинтересованность и участие родителей в развитии познавательных способностей своих детей. «Моя любимая сказка» Выставка книг и презентация своей самой любимой сказки, инсценировки, обсуждение. «Защитники»: рассказы о подвиге детей в Великой Отечественной войне. И. Туричин, Н. Богданов, Ю. Коваль, Е. Рябчиков и др. Чтение любимых рассказов, отрывков, пересказ любимых эпизодов, доклады, выставка иллюстраций, беседа. «Русская народная загадка». Доклад о загадке, как о малом жанре фольклора. Знакомство с загадками, собранными В.И. Далем. «Состязание смекалистых» (работа в группах. Конкурс сочиненных ребятами загадок. Тематическое планирование 1 класс № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 «В гостях у сказки»: русские народные сказки. 3 2. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете» 2 3. И.И. Акимушкин «Жил-был бобр», рассказы о животных 2 4. В.А. Осеева «Волшебное слово» 1 5. Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники» 2 6. «В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем. 1 7. Д. Биссет «Все кувырком» 2 8. В.П. Катаев «Цветик-семицветик» 1 9. Народные песенки, потешки. 3 10. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» 2 11. «Книжная полка папы и мамы»: книги детства родителей 2 12. Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста» 2 13. «Попробуй, отгадай!» 2 14. «Спасибо тебе, Азбука!» 3 15. «Стихи о детях и для детей» 3 16. «Литературное лето» 2 Итого: 33 2 класс № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 «Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам Шарля Перро. 2 2. “Моя книжная полка” 2 3. В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» Басни И.А. Крылова 3 4. « Путешествие в Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина. 3 5. «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 2 6. «В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем. 1 7. А.К. Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» 3 8. А. Милн. «Вини Пух и все – все - все» 2 9. Клуб «Перышко». Маршак, Чуковский и др. 3 10. «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. 2 11. «Тот самый Карлсон» (по книге А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне") 2 12. Б.С. Житков «Рассказы о животных». Знакомство с книгой О.Ф. Кургузова «По следам Почемучки» 2 13. «Берегите книги!» 2 14. В.В. Чаплина «Питомцы зоопарка» 2 15. «Как приходит лето красное, ясно светит солнце ясное!»: 3 Итого: 34 3 класс № п/п Тема занятия Кол-во часов 1 Самые интересные книги, прочитанные летом. 1 2. «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. 3 3. Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 2 4. И. Соколов-Микитов «Русские сказки о природе» 2 5. А. Волков. «Волшебник изумрудного города» 3 6. Фотоконкурс и урок- рассуждение на тему: «Я читаю!» 2 7. Современные детские журналы и газеты ( урокконференция) 2 8. Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка» 2 9. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» 2 10. Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет" 2 11. Э. Распэ «Приключения Барона Мюнхгаузена». Знакомство с книгами Ю.Б. Вийры «Мой папа – Мюнхгаузен», С.Л. Макеева «Мюнхгаузен в России», «Русский дневник барона Мюнхгаузена». 3 12. Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков», «В стране невыученных уроков – 2», «Путешествие в страну невыученных уроков» 2 13. «Моя любимая сказка» 3 14. «Защитники»: рассказы о подвиге детей в Великой Отечественной войне. И. Туричин, Н. Богданов, Ю. Коваль, Е. Рябчиков и др. 3 15. «Русская народная загадка». 2 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование 1 класс № п/п Тема занятия 1 «В гостях у сказки»: русские народные сказки. 2. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете» 3. И.И. Акимушкин «Жил-был бобр», рассказы о животных 4. В.А. Осеева «Волшебное слово» 5. Н.Н. Носов «Фантазеры и затейники» 6. «В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем. 7. Д. Биссет «Все кувырком» 8. В.П. Катаев «Цветик-семицветик» 9. Народные песенки, потешки. 10. В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» 11. «Книжная полка папы и мамы»: книги детства родителей 12. Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста» 13. «Попробуй, отгадай!» 14. «Спасибо тебе, Азбука!» 15. «Стихи о детях и для детей» 16. «Литературное лето» Дата 2 класс № п/п Тема занятия 1 «Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам Шарля Перро. 2. “Моя книжная полка” 3. В каждой басне есть намек, добрым молодцам урок!» Басни И.А. Крылова 4. « Путешествие в Лукоморье» по сказкам А.С. Пушкина. 5. «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 6. «В гости в библиотеку!», совместно с библиотекарем. 7. А.К. Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» 8. А. Милн. «Вини Пух и все – все - все» 9. Клуб «Перышко». Маршак, Чуковский и др. 10. «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. 11. «Тот самый Карлсон» (по книге А. Линдгрен "Три повести о Малыше и Карлсоне") 12. Б.С. Житков «Рассказы о животных». Знакомство с книгой О.Ф. Кургузова «По следам Почемучки» 13. «Берегите книги!» 14. В.В. Чаплина «Питомцы зоопарка» 15. «Как приходит лето красное, ясно светит солнце ясное!»: Дата 3 класс № п/п Тема занятия 1 Самые интересные книги, прочитанные летом. 2. «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке. 3. Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» 4. И. Соколов-Микитов «Русские сказки о природе» 5. А. Волков. «Волшебник изумрудного города» 6. Фотоконкурс и урок- рассуждение на тему: «Я читаю!» 7. Современные детские журналы и газеты ( урок-конференция) 8. Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка» 9. Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени» 10. Ю.Д. Дмитриев "Кто в лесу живет и что в лесу растет" 11. Э. Распэ «Приключения Барона Мюнхгаузена». Знакомство с книгами Ю.Б. Вийры «Мой папа – Мюнхгаузен», С.Л. Макеева «Мюнхгаузен в России», «Русский дневник барона Мюнхгаузена». 12. Знакомство с книгами Л.Б. Гераскиной «В стране невыученных уроков», «В стране невыученных уроков – 2», «Путешествие в страну невыученных уроков» 13. «Моя любимая сказка» 14. «Защитники»: рассказы о подвиге детей в Великой Отечественной войне. И. Туричин, Н. Богданов, Ю. Коваль, Е. Рябчиков и др. 15. «Русская народная загадка». Дата Используемая литература. 1. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.1 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. 2. Галактионова Т. Г., Савина С. О., Назаровская Я. Г., Жук С Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя.2 класс – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. 3. Гостимская Е.С. Внеклассное чтение М., 2005. 4. Русская литературная классика. Самара: Корпорация «Федоров», 1995. 5. Что такое? Кто такой? М.: Педагогика, 1990. Т.1-3 6. Русские детские писатели XX века. Библиографический словарь. М.: Флинта - наука, 2001. 7. Светловская Н. Н. «Методика внеклассного чтения», М. 1991. 8. Осеева Г. Волшебное слово. М., «Детская литература», 1980. 9. Журналы «Начальная школа», 2006-2009 гг. 10. Интернет-ресурсы с литературными презентациямиmetodisty.ru. Все работыПрезентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, litstudia.ru›method/46.html