Приложение к основной
общеобразовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 128-О
от 29.08.2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: черчение
Классы: 7
Пояснительная записка
Рабочая программа по черчению для 7 класса создана на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования и
программы общеобразовательных учреждений «Черчение», авторы: А.Д.
Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М.
Просвещение 1993. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта,
определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые
определены стандартом.
Программа составлена на основе программы МОРФ Москва «Просвещение» 2000.
Автор: Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вишнепольский В.С. и учебника
Черчение: Ботвинникова А.Д., Виноградова В.Н., Вишнепольского И.С. М:АСТ,
Астрель, 2009, учебника Поурочные разработки Ерохиной Г.Г. Москва. «ВАКО».
2011, методического пособия к учебнику Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н.,
Вишнепольский В.С «Черчение. 7-8 классы».АСТ. Астрель. Москва 2006.
Программа содержит перечень объёма обязательных теоретических знаний по
предмету, тематическое планирование, список методических материалов для
учителя и учебных материалов для учащихся, а также перечень графических и
практических работ.
Программа рассчитана на 68 учебных часов (34 часов в 7 классе и 34 часов в 8
классе по 1 часу в неделю).
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности
учащихся. Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из
средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего и
политехнического образования учащихся; приобщает школьников к элементам
инженерно-технических знаний в области техники и технологии современного
производства; содействует развитию технического мышления, познавательных
способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое
влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности,
аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей
культуры труда; благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса
учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического
мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию
техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного
интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности
школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс
обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут
привлечь к себе внимание ученика.
В число задач входят: ознакомление учащихся с основами производства, развитие
конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве, установление логической связи черчения с другими предметами,
выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству
графических работ школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В
результате этого будет совершенствоваться общая графическая грамотность
учащихся. В задачу обучения черчению входит также подготовка школьников к
самостоятельной работе со справочной и специальной литературой для решения
возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от
других школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения
черчению отличается от методов обучения других предметов. Однако отдельные
методы обучения, применяемые в черчении, не являются особыми методами. Они
представляют собой видоизменение общих методов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1 Введение (2 часа) Учебный предмет «Черчение». Исторические
сведения о развитии чертежа. Значение черчения в практической
деятельности человека. Виды графической документации. Понятие о системе
конструкторской документации, о государственных стандартах ЕСКД, о
современных методах выполнения чертежей; копирования и тиражирования
графической документации, компьютерной графике и профессиях, связанных
с выполнением чертежно-графических работ. Чертежные инструменты и их
назначение. Чертёжные принадлежности: карандаши, ластик, точилка.
Чертежные материалы: бумага чертежная, эскизная, калька. Организация
рабочего места конструктора. Рациональные приемы работы с
инструментами. Проведение параллельных линий; построение окружностей
различного диаметра. Объекты изображения: модель, техническая деталь,
изделие, сборочная единица, архитектурный объект. Положение объектов
изображения в пространстве, анализ геометрических форм. Геометрические
фигуры, их элементы и части. Плоские геометрические фигуры: круг, кольцо,
правильные и неправильные многоугольники. Части геометрических фигур.
Объемные геометрические фигуры — геометрические тела: многогранники
— призмы, полные и усеченные пирамиды, правильные и неправильные
пирамиды; поверхности и тела вращения — полные и усеченные цилиндры и
конусы, прямые и наклонные цилиндры и конусы, шары. Определения
геометрических тел, их существенные и несущественные признаки.
Элементы геометрических тел: грани, ребра, вершины, основания,
поверхность вращения, образующая. Анализ геометрических форм деталей и
моделей. Анализ геометрических форм деталей и моделей по их наглядным
изображениям. Развертки поверхностей геометрических тел и их построение.
Линии и их классификация.
Раздел 2 Основные правила оформления чертежей (4 часа) Форматы
листов чертежной бумаги и их назначения. Формат А4, его размеры.
Оформление ученического формата А4 рамкой и основной надписью. Линии
чертежа, их параметры, назначение, технология начертания. Шрифт
чертежный стандартный. Особенности чертежного шрифта, его размеры.
Прописные и строчные буквы, цифры и знаки. Зависимость параметров букв
и цифр от размера шрифта, технология написания. Основные правила
нанесения размеров на чертеже. Назначение размеров, выносная и размерная
линии, их толщина. Стрелки и их параметры. Размерные числа, их положение
относительно размерной линии. Условные символы диаметра окружности и
радиуса дуги, квадрата, толщины детали. Размеры окружностей, дуг и углов.
Последовательность нанесения размеров на чертеже плоской фигуры.
Масштабы, используемые в техническом черчении,ихприменение,
обозначение; зависимость размеров от масштаба.
Раздел 3 «Плоские» детали и их чертежи (3 часа) «Плоские» детали, их
особенности, назначение, изготовление, анализ их геометрической формы.
Понятие главного вида детали, его выбор. Анализ геометрической формы
«плоских» деталей по наглядному изображению, их симметричности и
графического состава изображения главного вида. Понятие алгоритма
выполнения чертежа «плоской» детали. Установление рационального
количества опорных точек для построения чертежа главного вида «плоской»
детали. Алгоритм построения чертежей «плоских» деталей, имеющих две
плоскости симметрии; одну плоскость симметрии и несимметричных.
Алгоритм нанесения размеров на чертеже «плоской» детали. Алгоритм
обводки. Алгоритм чтения чертежа «плоской» детали. Чтение и выполнение
чертежей «плоских» деталей по алгоритму. Определение геометрической
формы детали по её словесному описанию. Преобразование форм «плоских»
деталей. Моделирование деталей по словесному описанию, по чертежу.
Создание моделей «плоских» деталей из пластилина, бумаги по заданному
условию. Раздел 4 Геометрические построения (3 часа) Деление отрезка
прямой линии и угла на две, четыре и другое количество равных частей.
Деление окружности на три, четыре, шесть, пять и т. д. равных частей.
Сопряжение двух прямых на примере острого, тупого и прямого углов.
Сопряжение прямой и окружности, двух окружностей. Выполнение чертежа
детали, содержащей сопряжения.
Раздел 5 Чертежи в системе прямоугольных проекций (14 часов)
Понятие о проецировании. Виды проецирования, его элементы, положение
плоскости проекций в пространстве. Параллельное прямоугольное
проецирование на фронтальную плоскость проекций, ее положение в
пространстве, обозначение. Понятия: фронтальная проекция, вид спереди,
главный вид. Выбор главного вида объемной детали, его определение.
Анализ графического состава вида спереди геометрических тел, различно
расположенных в пространстве.
Анализ геометрической формы
разнообразных деталей, графического состава изображений их главных
видов. Установление опорных точек для рационального построения чертежей
главных видов деталей. Алгоритм построения главного вида детали,
нанесения на нем размеров, обводки. Проецирование на две взаимно
перпендикулярные плоскости проекций. Понятие горизонтальной плоскости
проекций, ее обозначение; совмещение горизонтальной и фронтальной
плоскостей проекций; образование комплексного чертежа; ось проекций X;
линии проекционной связи. Понятия горизонтальная проекция, вид сверху.
Положение на чертеже вида сверху относительно вида спереди. Нанесение
размеров на комплексном чертеже, представленном двумя видами. Анализ
графического состава проекций основных геометрических тел, различно
расположенных в пространстве. Анализ главного вида детали и ее вида
сверху. Выбор опорных точек для рационального построения видов спереди
и сверху. Анализ геометрической формы детали по ее чертежу,
представленному двумя видами. Алгоритм построения комплексного
чертежа детали, представленного двумя видами, нанесения размеров,
обводки. Проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости
проекций. Понятие профильной плоскости проекций, ее обозначение.
Совмещение профильной плоскости проекции с фронтальной плоскостью;
ось Z — ось высот, ось Y — ось широт (толщин) детали. Понятия
профильная проекция, вид слева; положение на чертеже вида слева
относительно видов спереди и сверху. Нанесение размеров на комплексных
чертежах, представленных тремя видами. Системы построения комплексного
чертежа с использованием осной и безосной проекционной связи. Внешняя и
внутренняя координация. Анализ графического состава проекций
геометрических тел, различно расположенных в пространстве. Анализ видов
деталей: главного, сверху, слева. Выбор опорных точек видов спереди,
сверху и слева для рационального их построения. Анализ геометрической
формы детали по ее чертежу, представленному тремя видами. Алгоритм
построения чертежа, представленного тремя видами, нанесения размеров,
обводки. Определение рационального количества видов для выполнения
чертежа детали. Построение по двум заданным видам детали третьего.
Алгоритм построения, отсутствующего на чертеже вида детали по двум
заданным. Эскиз детали. Понятие эскиза, его особенности, сходство и
различия с чертежом. Алгоритм выполнения эскиза детали по чертежу,
представленным двумя и тремя видами; выполнение эскиза детали по
описанию ее геометрической формы; описание геометрической формы
детали по эскизам и чертежам. Элементы конструирования: преобразование
геометрической формы фрагментов детали и ее изображений;
восстановление на чертежах деталей с неполными данными необходимых
линий.
Раздел 6. Аксонометрические проекции (6 часов) Аксонометрические
проекции, их назначение. Прямоугольная изометрическая проекция:
расположение осей, технология их построения; размеры, откладываемые по
осям. Алгоритм построения изометрической проекции прямоугольного
параллелепипеда. Алгоритм построения наглядного изображения детали,
состоящей из прямоугольных параллелепипедов, по ее комплексному
чертежу. Треугольник, шестиугольник, окружность в прямоугольной
изометрической проекции. Алгоритм построения изометрических проекций
правильных многоугольников. Построение многогранников, основания
которых расположены в горизонтальной, фронтальной и профильной
плоскостях, в изометрической проекции. Окружности и тела вращения в
изометрической проекции Построение окружности в изометрической
проекции. Построение тел вращения в изометрической проекции.
Построение изометрических проекций деталей, образованных сочетанием
различных геометрических тел, по их комплексным чертежам. Технический
рисунок: понятие, назначение, расположение и построение осей. Сходство и
различия технического рисунка и аксонометрической проекции. Способы
передачи объема предметов на техническом рисунке. Алгоритм выполнения
технического рисунка геометрических тел, деталей.
Раздел 7 Введение в компьютерную графику (2 часа) Исторические
сведения о развитии компьютерной графики. Назначение графической
системы «Компас». Запуск программы, интерфейс пользователя, стартовая
страница графической системы «Компас». Типы документов и их создание.
Рабочее окно документа. Принцип работы с инструментами системы
«Компас». Панель инструментов «Геометрия». Построение и редактирование
отрезков прямой линии. Использование панели «Свойства». Работа с
вложенными инструментами. Построение и проведение линий чертежа:
основной,
штриховой,
штрихпунктирной
линий.
Построение
многоугольников. Принцип построения окружностей и дуг, ввод основных
параметров. Построение окружностей и дуг. Инструменты панели
«Размеры». Нанесение линейных размеров, размеров диаметров и радиусов,
угловых размеров. Настройка параметров размещения размерной надписи.
Оформление чертежа, основная надпись.
Тематическое планирование
Раздел
1
2
3
4
5
6
7
Итого
Тема
Количество час
Введение
Учебный 2
предмет «Черчение».
Основные
правила 4
оформления чертежей
Основные
правила 3
оформления чертежей
«Плоские» детали и их 3
чертежи
Чертежи
в
системе 14
прямоугольных проекций
Аксонометрические
6
проекции
Введение
в2
компьютерную графику
34