РП профильный труд 5-9 классы

Приложение к адаптированной основной
общеобразовательной программе, утвержденной
приказом № 116/1-О от 29.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: профильный труд
Классы: 5 - 9

Пояснительная записка
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным
средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно
труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом
удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Цель изучения предмета «Профильный труд» заключается во всестороннем развитии личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям) старшего возраста в
процессе формирования их трудовой культуры.
Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися
первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе
учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений
правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических
возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет «Профильный труд» должен способствовать решению следующих задач:
― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к
людям труда, общественной активности и т.д.);
― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка
учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства;
― расширение знаний о материальной культуре как продукте творческой предметнопреобразующей деятельности человека;
― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях
в мире вещей;
― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования;
― ознакомление с ролью человека-труженика и его местом на современном производстве;
― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к
определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение
первоначальной профильной трудовой подготовки;
― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса,
деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям
и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе;
― ознакомление с условиями и содержанием обучения по различным профилям и испытание
своих сил в процессе практических работ по одному из выбранных профилей в условиях школьных
учебно-производственных мастерских в соответствии с физическими возможностями и состоянием
здоровья учащихся;
― формирование трудовых навыков и умений, технических, технологических, конструкторских и
первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном,
производительном труде;
― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой
деятельности;
― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в
предметно-преобразующей деятельности;
― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи);
― коррекция и развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация,
обобщение);
― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических
умений;
― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование,
контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками
информации;
― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности,
инициативности.

Содержание учебного предмета "Профильный труд":
Программа по профильному труду в V-IX-х классах определяет содержание и уровень основных
знаний и умений учащихся по технологии ручной и машинной обработки производственных
материалов, в связи с чем определены примерный перечень профилей трудовой подготовки: «Столярное
дело»,
«Слесарное
дело»,
«Переплетно-картонажное
дело»,
«Швейное
дело»,
«Сельскохозяйственный труд», «Подготовка младшего обслуживающего персонала», «Цветоводство и
декоративное садоводство», «Художественный труд» и др. Также в содержание программы включены
первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения.
Структуру программы составляют следующие обязательные содержательные линии, вне
зависимости от выбора общеобразовательной организацией того или иного профиля обучения.
Материалы, используемые в трудовой деятельности. Перечень основных материалов
используемых в трудовой деятельности, их основные свойства. Происхождение материалов
(природные, производимые промышленностью и проч.).
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда, приспособления, станки
и проч. Устройство, наладка, подготовка к работе инструментов и оборудования, ремонт, хранение
инструмента. Свойства инструмента и оборудования ― качество и производительность труда.
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные
профессиональные операции и действия; технологические карты. Выполнение отдельных трудовых
операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога. Применение элементарных
фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Этика и эстетика труда: правила использования инструментов и материалов, запреты и
ограничения. Инструкции по технике безопасности (правила поведения при проведении работ).
Требования к организации рабочего места. Правила профессионального поведения.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета "Профильный труд":
Минимальный уровень:
знание названий некоторых материалов, изделий, которые из них изготавливаются и
применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
представления об основных свойствах используемых материалов;
знание правил хранения материалов, санитарно-гигиенических требований при работе с
производственными материалами;
отбор (с помощью педагогического работника) материалов и инструментов, необходимых для
работы;
представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на
примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины,
ткацкого станка, автомобиля, трактора);
представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарногигиенических требованиях при выполнении работы;
владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных
производственных технологических процессов (шитье, литье, пиление, строгание);
чтение (с помощью педагогического работника) технологической карты, используемой в
процессе изготовления изделия;
представления о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка,
швейные, малярные, переплетно-картонажные работы,
ремонт и
производств обуви,
сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство);
понимание значения и ценности труда;
понимание красоты труда и его результатов;
заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю
дисциплину;
выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности ("нравится"
и (или) "не нравится");
организация (под руководством педагогического работника) совместной работы в группе;
осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и
аккуратности;

выслушивание предложений и мнений других обучающихся, адекватное реагирование на
комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения других обучающихся, высказывание
своих предложений и пожеланий;
проявление заинтересованного отношения к деятельности своих других обучающихся и
результатам их работы;
выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий, охране природы и окружающей
среды.
Достаточный уровень:
определение (с помощью педагогического работника) возможностей различных материалов, их
целенаправленный выбор (с помощью педагогического работника) в соответствии с физическими,
декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметнопрактической деятельности;
экономное расходование материалов;
планирование (с помощью педагогического работника) предстоящей практической работы;
знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки
материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка
хода практической работы;
понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой
деятельности.
Содержание учебного предмета
Основными задачами реализации содержания учебного предмета «Профильный труд»
является подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к условиям
самостоятельной жизни и труду, формирование знаний, умений и навыков, способствующих
обслуживанию себя и других. В связи с этим обучение обслуживающему труду ведется по двум
направлениям:
1. обслуживание себя (домашний труд);
2. обслуживание других (профессиональный труд).
5 класс
Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона и их свойства. Определение направления
волокон у бумаги и картона. Определение прямого угла на заготовке при разметке детали изделия.
Умение пользования измерительной линейкой при разметке деталей по размерам. Разметка
геометрических фигур (прямоугольника, квадрата, треугольника, окружности) и основы для
аппликации. Крой деталей ножницами. Составление и наклейка узора. Расчёт развёртки коробки.
Разметка развёртки коробки. Рицовка развёртки. Вырез углов. Склейка углов стенок коробки.
Изготовление деталей для оклейки и выклейки коробки. Оклейка и выклейка коробки. Приклеивание
аппликации.
Работа с тканью. Виды тканей и их свойства. Определение направления волокон в ткани. Виды
срезов ткани их свойства. Знакомство с ручной иглой, назначение и устройство ручной иглы, изучение
правил безопасной работы. Определение длины рабочей нитки, завязывание узелка. Свойства и виды
ниток для ручного шитья, подбор игл для выполнения ручных видов работ. Знакомство с ручными
стежками, виды ручных стежков, способы выполнения, применение. Замётывание шва вподгибку с
закрытым срезом на образце.
Уход за одеждой и обувью. Различие одежды по виду, назначению. Определение материалов, из
которых сделаны одежда и обувь. Выбор видов ухода за одеждой и обувью. Выбор приспособлений для
чистки одежды и обуви. Выбор режимов чистки (ручная - химическая). Выбор ёмкости для ручной
стирки. Подготовка носков к стирке. Замачивание, прядок стирки, полоскание, отжим носков из разных
материалов. Вывешивание носков на просушку. Выбор алгоритма ухода за обувью, сушки с учётом
материала. Различие режимов хранения одежды и обуви (повседневное, межсезонное).
Уборка помещений. Правила подготовки тряпки для уборки, складывание, полоскание и отжим,
развешивание для просушки. Влажное подметание пола. Правила ухода за полами с разными
покрытиями. Особенности ухода за полами с покрытием линолеум. Правила мытья пола. Назначение

хозинвентаря, устройство, приемы работы, подготовка инвентаря к хранению, порядок хранения,
безопасное пользование инвентарем, виды спецодежды.
Уход за комнатными растениями. Названия комнатных растений, периодичность и приемы
полива, правила обрезки растений, приспособления для опрыскивания.
6 класс
Уход за комнатными растениями. Режимы полива комнатных растений, инструменты для ухода
за комнатными растениями, правила рыхления комнатных растений, подготовка воды для полива и
опрыскивания комнатных растений. Правила опрыскивания растений.
Работа с тканью. Пошив однодетального изделия (салфетка). Выполнение обмёточных стежков
при изготовлении изделий из ткани с последующим выворачиванием. Изготовление игольницы для
хранения игл в виде игрушки (черепашки и шляпка). Выкраивание деталей игольницы, соединение
деталей ручными стежками, выворачивание на лицевую сторону с последующим наполнением
синтепоном или ватой. Украшение игольницы декором. Выполнение на образце стачного шва ручным
способом. Расчёт ткани для пошива мешочка, раскрой детали мешочка. Отделка мешочка
аппликацией, применение обмёточных стежков. Выполнение стачных и обмёточных стежков по
боковым срезам мешочка. Обработка верхнего среза краевым швом вподгибку с закрытым срезом,
продёргивание шнура в подгибку верхнего среза. Изготовление сумки хозяйственной. Обработка срезов
салфетки – прихватки декоративными стежками, изготовление детали вешалки и соединение с деталью
прихватки.
Уборка служебных помещений, кабинета. Вытирание подоконников, отопительных радиаторов,
радиаторных ниш. Влажное подметание пола. Мытьё полов. Чистка зеркал и стеклянных поверхностей.
Изучение правил ухода за мягкой мебелью. Чистка мебели щёткой. Устройство бытового пылесоса,
правила безопасной работы. Уход за инвентарём после окончания уборки.
Работа с картоном и бумагой. Знакомство с картонажными изделиями. Изготовление блокнота в
мягком переплёте, оформление обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два
прокола. Изготовление блокнота в твёрдом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка
страничного блока в обложку. Знакомство с изделием тетрадь-малютка. Подготовка страниц,
соединение с обложкой.
7класс
Работа на пришкольном участке. Знакомство с породами деревьев. Строение дерева: ствол,
крона. Основные породы деревьев на школьном участке. Осенний уход за плодовыми деревьями.
Приствольный круг. Значение. Правила вскапывания приствольного круга. Секатор: устройство,
наладка и правила безопасной работы. Составление плана подготовки плодового дерева к зиме. Правила
обрезки, очистки ствола, обработка ран, побелка ствола и т.д.
Уход за одеждой и обувью. Правила хранения и ухода. Ручная стирка, полоскание,
отжим, развешивание для просушки, утюжка. Повторение правил безопасной работы утюгом. Чистка
одежды и обуви. Правила хранения межсезонной одежды и обуви.
Работа с картоном и бумагой. Изготовления картонажных изделий - блокнота в мягком
переплёте. Подготовка стопы бумаги для бумажного блока, шитьё в два прокола. Окантовка корешка.
Записная книжка в составном переплёте, украшение обложки аппликацией. Папка с клапанами и
завязками. Раскрой деталей, приклеивание клапанов, закрепление завязок, выклейка внутренней части
папки. Изготовление футляра для бумаг, раскрой деталей, оклейка внешней и внутренней части
футляра. Изготовление коробочки для подарка.
Уборка лестниц в помещении. Лестница в школе: устройство (ступени, пролёт, площадка,
ограждение (перила или поручни), материалы для изготовления, подметание лестницы, уборка мусора,
протирка перил, мытьё лестницы моющими средствами. Моющие средства, правила безопасности при
уборке лестницы. Резиновые перчатки: назначение, правила бережного обращения. Режим влажной
уборки пола в кабинетах школы. Правила ухода за офисной мебелью.
Машинная стирка белья. Бытовая стиральная машина: устройство, принцип действия,
производительность, правила пользования. Моющие средства: виды, правила пользования и хранения,
меры безопасности. Сортировка белья. Отбеливающие и подсинивающие средства: виды, пользование,
правила безопасности при работе.

Устройство кухни, правила уборки. Кухонная посуда и кухонный инвентарь. Посуда из
различных материалов, правила ухода, свойства. Столовые приборы: назначение, правила ухода.
Посудомоечная посуда: устройство, правила ухода, принципы работы. Устройство кухни. Правила
уборки кухни. Кухонная раковина: материалы для изготовления. Бытовой холодильник: назначение,
принципы работы. Правила хранения продуктов питания правила ухода за кухонной мебелью. Правила
ухода за полом на кухне. Правила выполнения генеральной уборки кухни.
Первичная обработка овощей. Виды овощей. Питательная ценность овощей. Обработка
и правила использования сушёных овощей. Требования к качеству и хранению овощей. Признаки
порчи овощей. Обработка овощей на производстве: машины, инструменты. Понятие отходы при
обработке овощей. Швейная машинка с ручным приводом. Заправка верхней нитки на швейной
машине. Заправка нижней нитки. Пошив хозяйственной сумки, салфетки для уборки, полотенца для
рук.
8 класс
Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление обложки
аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в твёрдом
составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка страничного
блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Изготовление футляра для
документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д.
Работа с тканью. Работа на швейной машине с ручным приводом. Обработка срезов
краевым швом вподгибку с закрытым срезом. Обмётывание срезов ручными стежками.
Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды, назначение,
оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в
служебных помещениях, работа с пылесосом. Протирка подоконников, отопительных радиаторов.
Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка зеркал и стеклянных
поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством.
Уборка санитарных узлов. Устройство унитаза. Причины засора унитаза. Ликвидация
засоров. Приспособления для обработки саноборудования: виды ( щётка, вантуз), назначение,
пользование. Чистящие и моющие средства по уходу за унитазом, способы использования. Причины
засора в ванне и рукомойнике, ликвидация засоров. Средства для чистки керамики и эмали. Общие
правила уборки санузлов.
Стирка белья. Влажно-тепловая обработка изделий из ткани. Устройство стиральных
машин. Моющие средства. Назначение, применение. Сортировка белья для стирки. Чтение ярлыков на
одежде. Выбор режимов стирки. Назначение кипячения белья. Правила развешивания белья для
досушивания.
Правила личной гигиены. Видами инфекционных заболеваний и меры профилактики.
Значение профилактических прививок. Алгоритм мытья рук, правила стрижки ногтей, уход за руками
спиртоглицериновыми смесями.
Ремонт одежды: пришивание пуговиц: вдевание нитки в иглу, уравнивание концов нитки,
завязывание узелка, прокалывание ткани иглой через отверстие пуговицы, штопка разрыва на одежде,
наложение заплаты на белье и одежде, ремонт одежды по разорванному шву, изготовление и замена
вешалки на одежде.
Общие требования к уходу за больными. Структура поликлиники: регистратура, профильные
кабинеты, лаборатория, процедурный кабинет и т.д.) внутренний распорядок работы поликлиники.
Расписание работы специалистов. Структура работы регистратуры. Требования к внешнему виду
работника медицинского учреждения. Гигиенические требования к уборке в поликлинике. Работа
дневного стационара. Необходимые документы при оформлении в стационар (медицинский полюс и
другие). Структура отделения в больнице, правила ухода за лежачими больными, гигиенический уход
за больными.
Уход за комнатными растениями. Работа в зимнем саду.
9 класс
Работа на пришкольном участке. Функциональные обязанности дворника. Особенности
уборки территории в зависимости от времени года. Инструмент и хозинвентарь для уборки территории.

Виды покрытий дорожек на пришкольном участке и особенностями ухода за твёрдыми и насыпными
покрытиями. Кормушки для птиц, материалы для изготовления. Изготовление кормушек и
развешивание на пришкольном участке. Виды декоративных кустарников. Правилами ухода за ними.
Секатор, его устройство и правила безопасной работы с ним.
Вызов пожарной команды, полиции и аварийных служб. Алгоритм вызова пожарной
команды, полиции и аварийных служб.
Работа с картоном и бумагой. Изготовление блокнота в мягком переплёте, оформление
обложки аппликацией. Подготовка бумажного блока, шитьё в два прокола. Изготовление блокнота в
твёрдом составном или цельнотканевом переплёте. Выклейка сторонок цветной бумагой. Вставка
страничного блока в обложку. Подготовка страниц, соединение с обложкой. Изготовление футляра для
документов, папка с клапанами и завязками, подарочные коробочки, крандашницы и т.д.
Уход за спецодеждой. Выбор спецодежды в зависимости от вида предстоящей работы.
Правила хранения и ухода за спецодеждой. Стирка спецодежды в стиральной машине и ручным
способом, полоскание, отжим. Развешивание для просушки на воздухе. Раскладывание и установка
сушилки для белья. Утюжка спецодежды (фартуки, косынки), складывание. Выполнение простейшего
ремонта при эксплуатации спецодежды наложение заплаты.
Работа с тканью. Изготовление салфетки для уборки. Замётывание срезов краевым швом
вподгибку с закрытым срезом, прокладывание машинной строчки. Пошив сумки хозяйственной.
Раскрой деталей, обработка ручек для сумки, отделка сумки аппликацией. Обработка верхнего среза,
застрачивание уголков. Пошив фартука на поясе квадратной формы. Намётывание первого и второго
подгиба, обработка срезов на швейной машине. Изготовление завязок. Присоединение завязок: подгиб
противоположных углов фартука, вкладывание завязок в подгиб и прострачивание. Отделка фартука
вышивкой или аппликацией.
Уборка служебных помещений. Служебные помещения в школе: виды, назначение,
оборудование. Порядок хранения и расположение вещей в служебных помещениях. Правила уборки в
служебных помещениях. Правила безопасной работы пылесосом. Протирка подоконников,
отопительных радиаторов. Влажное подметание пола. Подметание и протирка пола шваброй. Чистка
зеркал и стеклянных поверхностей. Полировка шкафов чистящим средством.
Бытовой холодильник. Хранение продуктов, правила разморозки.
Работа на пришкольном участке. Ухаживают за комнатными растениями.

№
1
2
3
4
5
6
7
8

Тематическое планирование
5 класс
Раздел (тема)
Работа с картоном и бумагой
Ручные стежки и строчки
Работа с тканью
Уход за одеждой и обувью
Уборка учебного кабинета.
Уход за комнатными растениями
Уборка пришкольной территории
Практические работы 9 часов
ИТОГО:

Кол-во часов
73
17
49
16
14
21
5
9
204

6 класс
№ Раздел (тема)
1
Уход за комнатными растениями
2
Работа с тканью
3
Ежедневная уборка учебного кабинета
4
Ежедневная уборка служебных помещений
5
Ежедневная уборка жилых помещений.
6
Уход за мебелью
7
Работа с картоном и бумагой
ИТОГО:

Кол-во часов
11
64
9
13
22
9
76
204

7 класс
№
Раздел (тема)
1
Работа на пришкольном участке
2
Уход за одеждой и обувью
3
Работа с картоном и бумагой
4
Уборка лестниц в помещении
5
Ремонт одежды
6
Машинная стирка белья
7
Устройство кухни, правила уборки.
8
Первичная обработка овощей
9
Работа с тканью
10
Ежедневная уборка служебного помещения
11
Ежедневная уборка учебного кабинета
12
Повторение
ИТОГО:

Кол-во часов
10
12
80
12
6
10
20
9
43
13
15
8
238

8 класс
№
Раздел (тема)
1
Работа с картоном и бумагой
2
Работа с тканью
3
Уборка служебных помещений
4
Уборка санитарных узлов
5
Стирка белья
6
Влажно-тепловая обработка изделий из ткани
7
Личная гигиена
8
Уход за одеждой и обувью
9
Ремонт одежды
10
Общие требования к уходу за больными
11
Структура поликлиники
12
Уход за комнатными растениями

Кол-во часов
98
10
26
7
10
23
4
11
29
6
7
7

ИТОГО:
9 класс
№
Раздел (тема)
1
Уборка дорожек, газонов спортплощадки и территорий,
прилегающих школе, в осеннее время.
2
Уход за декоративными кустарниками
3
Вызов пожарной команды, полиции аварийных служб.
4
Работа с картоном и бумагой
5
Уход за спецодеждой
6
Культура поведения
7
Работа с тканью
8
Уборка служебных помещений
9
Уборка лестниц в помещении
10
Уборка пришкольной территории в весеннее время
11
Практическое повторение
ИТОГО:

238
Кол-во часов
10
4
2
70
16
6
34
19
13
4
60
238


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».