РП музыка 5-8 классы

Приложение к основной
общеобразовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 116/1-О от
29.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: музыка

Классы: 5-8

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» на уровне основного общего
образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного
общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования, с учётом распределённых по модулям
проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования по предмету «Музыка», Примерной программы воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка
—
универсальный
антропологический
феномен,
неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно- выразительные средства, она способна порождать
эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для
которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой —
глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает
уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его
взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия
музыкальным искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и
свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная
рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не
требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления
и мировоззрение представителей других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством
сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в
народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое
значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления
национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются
квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему
мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более
глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие
комплекса психических качеств личности является способность музыки развивать чувство
времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития
событий, обогощать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с
прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и
навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию
личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в
эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Рабочая программа позволит учителю:
— реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного
общего образования;
— определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с
изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.);
Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в
редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения
по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2
июня 2020 г. №2/20);
— разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей

конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в
рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого
раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения
учебного материала.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка,
развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала.
Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в
образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как
части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального
обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания
специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями
эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое
обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественнотворческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1)
становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2)
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации
между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации;
3)
формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются:
1.
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2.
Осознание социальной функции музыки. Стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки
в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека.
3.
Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других
людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия.
4.
Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных
для различных музыкальных стилей.
5.
Развитие
общих
и
специальных
музыкальных
способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия
музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным
музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных
музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6.
Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов
народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории
развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного

материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам
компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной
области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 5 «Русская классическая музыка»;
модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль № 9 «Жанры музыкального искусства».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область
«Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8
класс включительно.
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том
числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной
программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История»,
«Обществознание», «Иностранный язык» и др.
Учебным планом на изучение музыки отводится один час в неделю в 5 классе,
всего - 34 часа; один час в 6 классе, всего - 34 часа; один час в 7 классе, всего - 34 часов;
один час в 8 классе. Итого: 136 часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Фольклор — народное творчество
Традиционная музыка — отражение жизни народа. Жанры детского и игрового
фольклора (игры, пляски, хороводы и др.).
Календарный фольклор
Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние,
весенние — на выбор учителя).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Национальные истоки классической музыки
Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др.
Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки.
Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка.
Музыкант и публика
Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и
др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики.
Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Образы родной земли
Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные
произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам
(на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.).
Русская исполнительская школа
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М.
Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном
городе. Конкурс имени П. И. Чайковского
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и литература
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.). Звонарские приговорки.
Колокольность в музыке русских композиторов. Единство слова и музыки в вокальных
жанрах (песня, романс,
кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа, повествования в
инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная музыка.
Музыка и живопись
Молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве
композиторов- классиковВыразительные средства музыкального и изобразительного
искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит —
тембр, светлотность — динамика и т. д. Программная музыка. Импрессионизм (на примере
творчества французских клавесинистов,
К. Дебюсси, А.К. Лядова и др.).
6 класс
Модуль «НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО РОССИИ»
Россия — наш общий дом
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка
наших соседей, музыка других регионов.
Фольклорные жанры
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов
Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты;
картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических
событий.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыка — зеркало эпохи
Искусство как отражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных
ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов,

характерных инто- наций, жанров).
Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И. С.
Баха и Л. ван Бетховена.
Музыкальный образ
Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения.
Судьба человека — судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф.
Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных
интонаций, жанров).
Модуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Золотой век русской культуры
Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее
музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев.
Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на
примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.).
История страны и народа в музыке русских композиторов
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и
симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов
— членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Камерная музыка
Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ и др.).
Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др.).
Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические формы и жанры
Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста.
Прелюдия и фуга.
Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный
принцип развития.
7 класс
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка — древнейший язык человечества
Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция — колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады,
учение о гармонии и др.).
Музыкальный фольклор народов Европы
Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора.
Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов.
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальная драматургия
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального
развития: повтор, контраст, разработка.
Музыкальная форма — строение музыкального произведения
Модуль «СВЯЗЬ МУЗЫКИ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА»
Музыка и театр
Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э.Грига, Л.ван
Бетховена, А.Г.Шнитке, Д.Д.Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии
Музыка кино и телевидения
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры
фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере
произведений Р.Роджерса, Ф.Лоу, Г.Гладкова, А.Шнитке)
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Симфоническая музыка
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Модуль «ИСТОКИ И ОБРАЗЫ РУССКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ
МУЗЫКИ»
Храмовый синтез искусств

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella /
пение
в сопровождении органа). Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы,
Рождества, Воскресения.
Развитие церковной музыки
Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение
нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал).
Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись,
партесное пение). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата,
духовный концерт, реквием Музыкальные жанры богослужения
Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки.
Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная
литургия, всенощное бдение.
8 класс
Модуль «МУЗЫКА МОЕГО КРАЯ»
Семейный фольклор
Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские
песни, плачи- причитания.
Наш край сегодня
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки — композиторы, исполнители,
деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль «ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Театральные жанры
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия,
антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное
развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
Mодуль «РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Русский балет
Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.И.Чайковский,
С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, Р.К.Щедрин), балетмейстеров, артистов балета.
Дягилевские сезоны.
Русская музыка — взгляд в будущее
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.Мурзина,
электронная музыка (на примере творчества А.Г.Шнитке, Э.Н.Артемьева и др.).
Mодуль «ЕВРОПЕЙСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Музыкальный стиль
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических
приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В.А.Моцарта, К.Дебюсси,
А.Шёнберга и др.).
Модуль
«СОВРЕМЕННАЯ
МУЗЫКА:
ОСНОВНЫЕ
ЖАНРЫ
И
НАПРАВЛЕНИЯ»
Джаз
Джаз — основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля
(свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросо-ответная структура мотивов,
гармоническая сетка, импровизация).
Мюзикл
Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере
творчества Ф.Лоу, Р.Роджерса, Э.Л.Уэббера и др.).
Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное
взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных
и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного
общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы,
урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его исполнения,
уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной
культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в
мировую музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной
культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего
края.
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса идей и
моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой музыкальной классики,
готовность поступать в своей жизни в соответствии с эталонами нравственного
самоопределения, отражёнными в них; активное участие в музыкально-культурной жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том
числе в качестве участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и духовных
ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей
этики и эстетики; придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при
подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в
окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям, самому себе;
осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как
средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека
с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками
познания музыки как искусства интонируемого смысла; овладение основными способами
исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях
музыкального искусства, использование доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт
восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в
том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего состояния,

в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие
в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому
изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения; участие в экологических проектах через
различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью, группы,
сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и
сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения различными
навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание
чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи, предвидеть ход
событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития
культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения
и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и эмоциональный опыт, опыт и
навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к
победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений,
выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и
ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения,
жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на
друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа конкретного
произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального
звучания; самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого
слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать»
звучание музыки; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальным и желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе
исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей музыкально-языковых единиц, сравнению художественных
процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе

информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных
произведений; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию,представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
различать
тексты
информационного
и
художественного
содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст,
таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от коммуникативной
установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.
2.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять
эмоционально- образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность
словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи,
понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации
публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в
соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого
социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной
музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной
задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
3.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

ставить
перед
собой
среднесрочные
и
долгосрочные
цели
по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков и
способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач
частного характера; самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации; выявлять наиболее важные проблемы для решения в
учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и
адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления
своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать состояния активности
(бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
использовать возможности музыкального искусства для расширения своих компетенций в
данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в
повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого
человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию; регулировать способ
выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов деятельности;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения,
эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 КЛАСС
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах,
органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров
музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают
на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей

национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов
своей малой родины.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам
музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать
ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
6 класс
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах,
органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
—
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
—
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров
музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
—
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной

идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают
на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей
национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
—
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Народное музыкальное творчество России»:
определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному
фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири (не менее
трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя);
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной
музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и
деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить
примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного
жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
7 класс
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах,
органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
—
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
—
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров
музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
—
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной

идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают
на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей
национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
—
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западно-европейской,
латино- американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к
отдельным самобытным культурно-национальным традициям;
различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной
музыки; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в
сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных
традиций и жанров).
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить
примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного
жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной
музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»:
определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами
искусств; различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств;
импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия
произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального
произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные
пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора;
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных
особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
8 класс
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ
музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности,
потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах,
органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету
«Музыка»:
—
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида

искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
—
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров
музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
—
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной
идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают
на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей
национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим
поколениям музыкальной культуры своего народа);
—
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений.
Модуль «Музыка моего края»:
знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
творческих коллективов своего края;
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов
своей малой родины.
Модуль «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т.д.), знать их разновидности, приводить
примеры;
рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного
жанра; выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
Модуль «Русская классическая музыка»:
различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора,
произведение, исполнительский состав;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских
композиторов; характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов-классиков;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные
композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения;
характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить
примеры наиболее известных сочинений.
Модуль «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных
инструментов, входящих в их состав;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Репертуар

контрольные
работы

практические
работы

для слушания

для
пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1.

Фольклор —
народное
творчество

4

0

1

А. Лядов. Кикимора (народное сказание для
оркестра).
Н.А. Римский-Корсаков) Н.Римский-Корсаков,
Симфоническая сюита «Шехеразада» (I часть)

Знакомство со звучанием
фольклорных образцов в аудиои видеозаписи. Определение на
слух: ;
принадлежности к народной
или композиторской музыке; ;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

1.2.

Календарный
фольклор

4

0

1

В. Гаврилин «Перезвоны». По прочтении В.
Шукшина (симфония-действо для солистов, хора,
гобоя и ударных): «Весело на душе» (№ 1),
«Вечерняя музыка» (№ 10), «Молитва» (№ 17).

Знакомство с символикой
календарных обрядов, поиск
информации о
соответствующих фольклорных
традициях.;
Разучивание и исполнение
народных песен, танцев.;
Реконструкция фольклорного
обряда или его фрагмента.
Участие в народном гулянии,
празднике на улицах своего
города, посёлка;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

1

Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф. Шуберт, Э.
Григ). В.А.Моцарт, «Реквием»- «Lacrimosa», «Dies
irae», «Маленькая ночная серенада» (Рондо),
фрагменты из оперы «Волшебная флейта».

Знакомство с образцами музыки
разных жанров, типичных для
рассматриваемых
национальных стилей,
творчества изучаемых
композиторов.;
Определение на слух
характерных интонаций,
ритмов, элементов
музыкального языка, умение
напеть наиболее яркие
интонации, прохлопать
ритмические примеры из числа
изучаемых классических
произведений.;
Разучивание, исполнение не
менее одного вокального
произведения, сочинённого
композитором-классиком (из
числа изучаемых в данном
разделе).;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

Итого по модулю

8

Модуль 2. Европейская классическая музыка
2.1.

Национальные
истоки
классической
музыки

5

0

2.2.

Музыкант и
публика

Итого по модулю

5

0

1

Ф.И. Шаляпин, Д.Ф. Ойстрах, А.В. Свешников;
Д.А. Хворостовский, А.Ю. Нетребко, В.Т.
Спиваков, Н.Л. Луганский, Д.Л. Мацуев и др.) и
зарубежных исполнителей (Э. Карузо, М. Каллас;
Л. Паваротти, М. Кабалье, В. Клиберн, В.
Кельмпфф и др.

Знание и соблюдение
общепринятых норм слушания
музыки, правил поведения в
концертном зале, театре оперы
и балета.;
Работа с интерактивной картой
(география путешествий,
гастролей), лентой времени
(имена, факты, явления,
музыкальные произведения).;
Создание тематической
подборки музыкальных
произведений для домашнего
прослушивания;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

10

Модуль 3. Русская классическая музыка
3.1.

Образы родной
земли

4

0

1

. Н.А.Римский- Корсаков, опера «Садко».

Повторение, обобщение опыта
слушания, проживания, анализа
музыки русских композиторов,
полученного в начальных
классах. Выявление
мелодичности, широты
дыхания, интонационной
близости русскому фольклору.;
Разучивание, исполнение не
менее одного вокального
произведения, сочинённого
русским композиторомклассиком.;

Устный
опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

3.2.

Русская
исполнительская
школа

3

0

1

. Н.А.Римский- Корсаков, опера «Садко».

Слушание одних и тех же
произведений в исполнении
разных музыкантов, оценка
особенностей интерпретации.;
Создание домашней фоно- и
видеотеки из понравившихся
произведений.;
Дискуссия на тему
«Исполнитель — соавтор
композитора».;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

Итого по модулю

7

Модуль 4. Связь музыки с другими видами искусства

4.1.

Музыка и
литература

5

1

4.2.

Музыка и
живопись

4

1

Итого по модулю

9

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

2

1

7

М. Глинка-М. Балакирев. «Жаворонок»
(фортепианная пьеса).
П. Чайковский. Симфония № 4 (ΙΙΙ ч.). Э. Григ.
Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (Песня
Сольвейг, «Смерть Озе»).

Знакомство с образцами
вокальной и инструментальной
музыки.;
Импровизация, сочинение
мелодий на основе
стихотворных строк, сравнение
своих вариантов с мелодиями,
сочинёнными композиторами
(метод «Сочинение
сочинённого»).;
Рисование образов
программной музыки.;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;

МР3-диски

С.Рахманинов, Сюита для двух фортепиано
«Фантазии»; В.Г. Кикта, «Фрески Софии
Киевской»: «Орнамент», « Групповой портрет
дочерей Ярослава Мудрого», «Михайловский
придел», «Зверь нападает на всадника», «Борьба
ряженых», «Музыкант», «Скоморохи»

Знакомство с музыкальными
произведениями программной
музыки. Выявление интонаций
изобразительного характера.;
Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и
авторов изученных
произведений.;
Разучивание, исполнение песни
с элементами
изобразительности. Сочинение
к ней ритмического и шумового
аккомпанемента с целью
усиления изобразительного
эффекта.;
Рисование под впечатлением от
восприятия музыки
программно-изобразительного
характера.;

Письменный
контроль;
Устный
опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

6 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Репертуар
практические
работы

для слушания

для
пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Народное музыкальное творчество России
1.1.

Россия — наш
общий дом;

3

0

1

Д.А.Хворостовский, А.Ю.Нетребко). А.Варламов
«Красный сарафан» (сл. Г. Цыганова); А.Рубинштейн.
Романс «Горные вершины» (ст. М.Лермонтов);
П.И.Чайковский, А.К.Толстой «Благословляю вас,
леса»

Разучивание и
исполнение народных
песен, танцев,
инструментальных
наигрышей,
фольклорных игр
разных народов России;
Знакомство со
звучанием фольклора
разных регионов России
в аудио- и видеозаписи.
Аутентичная манера
исполнения. Выявление
характерных интонаций
и ритмов в звучании
традиционной музыки
разных народов.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

1.2.

Фольклор в
творчестве
профессиональных
композиторов;

5

0

1

РНП «Ты река ль, моя реченька», «На море утушка
купалася»; М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, плывёт
лебёдушка» из оперы «Хованщина»; М.И.Глинка,
«Песня- романс Антониды» Разгулялися, разливалися»
из оперы «Иван Сусанин»; М.И.Глинка «Руслан и
Людмила» Хор «Лель таинственный», «Слава великим
богам»; А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».

Знакомство со
звучанием
фольклорных образцов
близких и далёких
регионов в аудио- и
видеозаписи.
Определение на слух:;
Знакомство со
звучанием фольклора
разных регионов России
в аудио- и видеозаписи.
Аутентичная манера
исполнения. Выявление
характерных интонаций
и ритмов в звучании
традиционной музыки
разных народов.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

Итого по модулю

8

Модуль 2. Русская классическая музыка

2.1.

Золотой век
русской культуры

4

0

1

М.Глинка романс-фантазия «Венецианская ночь»;
Н.Римский- Корсаков «Песня Веденецкого гостя» из
оперы «Садко».

Знакомство с
шедеврами русской
музыки XIX века,
анализ
художественного
содержания,
выразительных
средств.;
Разучивание,
исполнение не менее
одного вокального
произведения
лирического характера,
сочинённого русским
композиторомклассиком.;
Просмотр
художественных
фильмов, телепередач,
посвящённых русской
культуре XIX века.;

Письменный
контроль;
Устный опрос;

МР3-диски

2.2.

История страны и
народа в музыке
русских
композиторов

3

0

1

Н.А. Римский-Корсаков «Пляска скоморохов» из
оперы «Снегурочка»; «Садко»; М.Глинка «Руслан и
Людмила»; П.И.Чайковский Концерт №1 для
фортепиано с оркестром.

Исполнение Гимна
Российской
Федерации.;
Музыкальная викторина
на знание музыки,
названий и авторов
изученных
произведений.;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски

1

И.С.Бах «Токката» и фуга ре минор для органа, Хорал
«Проснитесь, голос к вам взывает», «Рождественская
оратория №2», Фуга №2 до минор из «Хорошо
темперированного клавира», «Токката» ре минор в
рок-обработке.

Знакомство с образцами
полифонической и
гомофонногармонической музыки.;
Разучивание,
исполнение не менее
одного вокального
произведения,
сочинённого
композиторомклассиком (из числа
изучаемых в данном
разделе).;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски

Итого по модулю

7

Модуль 3. Европейская классическая музыка
3.1.

Музыка — зеркало
эпохи

5

0

3.2.

Музыкальный
образ

Итого по модулю

5

1

Ф.Шопен Баллада №1; В.А.Моцарт «Маленькая
ночная серенада»; Ф.Шуберт «Серенада»;
П.И.Чайковский сочинение для фортепиано;
А.П.Бородин, Ноктюрн из Квартета №2.

Знакомство с
произведениями
композиторов —
венских классиков,
композиторовромантиков, сравнение
образов их
произведений.
Сопереживание
музыкальному образу,
идентификация с
лирическим героем
произведения.;
Узнавание на слух
мелодий, интонаций,
ритмов, элементов
музыкального языка
изучаемых
классических
произведений, умение
напеть их наиболее
яркие темы, ритмоинтонации.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

10

Модуль 4. Жанры музыкального искусства
4.1.

Камерная музыка

4

Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы» Спиричуэл
«Вернёмся с Иисусом», Блюз «Сегодня я пою блюз»;
Дж.Гершвин «Любимый мой»; И. Миллс-Д. Эллингтон
«Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона;
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп.джаз-оркестра
п/у Л.Утёсова. М.Минков «Старый рояль»; У.Хьюстон
«Я всегда буду тебя любить».

Слушание музыкальных
произведений
изучаемых жанров,
(зарубежных и русских
композиторов); анализ
выразительных средств,
характеристика
музыкального образа.;
Определение на слух
музыкальной формы и
составление её
буквенной наглядной
схемы.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

4.2.

Циклические
формы и жанры

5

Фрагменты из концертной симфонии В. Кикта
«Фрески Софии Киевской»: «№3 Орнамент»; «№6.
Борьба ряженых»; «№7. Музыкант».

Знакомство с циклом
миниатюр. Определение
принципа, основного
художественного
замысла цикла.;
Разучивание и
исполнение небольшого
вокального цикла.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски

Итого по модулю

9

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

1

5

7 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

контрольные
работы

Репертуар
практические
работы

для слушания

для
пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Музыка народов мира
1.1.

Музыка —
древнейший
язык
человечества

4

0

1

Н.Римский-Корсаков, опера
«Садко»; М.И.Глинка,
опера «Иван Сусанин».

Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с
экспозицией музыкальных артефактов древности,
последующий пересказ полученной информации.;
Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски,
презентация.

1.2.

Музыкальный
фольклор
народов
Европы

4

0

0

Классическая музыка в
современных обработках.
Ф.Лист; Н.Паганини;
М.И.Глинка; Л.В.Бетховен;
Шуберт.

Выявление характерных интонаций и ритмов в
звучании традиционной музыки народов Европы.;
Выявление общего и особенного при сравнении
изучаемых образцов европейского фольклора и
фольклора народов России.;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

Повторение, обобщение и систематизация знаний о
христианской культуре западноевропейской традиции
и русского православия, полученных на уроках
музыки и ОРКСЭ в начальной школе. Осознание
единства музыки со словом, живописью, скульптурой,
архитектурой как сочетания разных проявлений
единого мировоззрения, основной идеи
христианства.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски,
презентация.

Итого по модулю

8

Модуль 2. Истоки и образы русской и европейской духовной музыки
2.1.

Развитие
церковной
музыки;

3

0

1

2.2.

Музыкальные
жанры
богослужения;

4

0

1

Э.Л.Уэббер, рок- опера
«Иисус Христос –
суперзвезда».

Слушание духовной музыки. Определение на слух:;
состава исполнителей;;
типа фактуры (хоральный склад, полифония);;
принадлежности к русской или западноевропейской
религиозной традиции.;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

1

А.П.Бородин, опера «Князь
Игорь».

Знакомство с произведениями композиторов —
венских классиков, композиторов-романтиков,
сравнение образов их произведений. Сопереживание
музыкальному образу, идентификация с лирическим
героем произведения.;
Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов,
элементов музыкального языка изучаемых
классических произведений, умение напеть их
наиболее яркие темы, ритмо-интонации.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски,
презентация.

Итого по модулю

7

Модуль 3. Европейская классическая музыка
3.1.

Музыкальный
образ

5

1

Итого по модулю

5

Модуль 4. Жанры музыкального искусства
4.1.

Симфоническая
музыка

Итого по модулю

5

0

1

П.И.Чайковский, симфония
№4; А.Бородин; И.С.Бах,
«Высокая месса»;
Березовский, духовный
концерт; М.И.Глинка
«Руслан и Людмила».

Знакомство с образцами симфонической музыки:
программной увертюры, классической 4-частной
симфонии.;
Освоение основных тем (пропевание, графическая
фиксация, пластическое интонирование), наблюдение
за процессом развёртывания музыкального
повествования. Образно-тематический конспект.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски,
презентация.

5

Модуль 5. Связь музыки с другими видами искусства
5.1.

Музыка и театр

4

0

1

Знакомство с образцами музыки, созданной
отечественными и зарубежными композиторами для
драматического театра.;
Разучивание, исполнение песни из театральной
постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в
котором звучит данная песня.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски,
презентация.

5.2.

Музыка кино и
телевидения

5

0

1

Знакомство с образцами киномузыки отечественных и
зарубежных композиторов.;
Просмотр фильмов с целью анализа выразительного
эффекта, создаваемого музыкой.;
Разучивание, исполнение песни из фильма.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски,
презентация.

1

7

Итого по модулю

9

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

8 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
всего

Репертуар

контрольные
работы

практические
работы

для слушания

для
пения

для
музицирования

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Модуль 1. Музыка моего края
1.1.

Семейный
фольклор

4

0

1

Г. Свиридов. Кантата «Памяти С. Есенина» (ΙΙ ч. «Поет
зима, аукает»). Сюита «Время, вперед!»

Знакомство с
фольклорными
жанрами семейного
цикла. Изучение
особенностей их
исполнения и звучания.
Определение на слух
жанровой
принадлежности,
анализ символики
традиционных
образов.;

Устный опрос;
Практическая
работа;

МР3-диски,
презентация.

1.2.

Наш край
сегодня

4

0

1

Гимн России, хор "Берёзка"

Разучивание и
исполнение гимна
республики, города;
песен местных
композиторов.;
Знакомство с
творческой
биографией,
деятельностью
местных мастеров
культуры и искусства.;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

1

«Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина
«Метель» Т. Хренников. Сюита из балета «Любовью за
любовь» (Увертюра. Общее адажио. Сцена заговора.
Общий танец. Дуэт Беатриче и Бенедикта. Гимн любви). Р.
Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки
Варвары). Л. Бетховен. Рондо-каприччио «Ярость по
поводу утерянного гроша». Экосез ми бемоль мажор.

Знакомство с
отдельными номерами
из известных опер,
балетов.;
Различение,
определение на слух:;
оркестровых групп,
тембров
инструментов;;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

Итого по модулю

8

Модуль 2. Жанры музыкального искусства
2.1.

Театральные
жанры

Итого по модулю

3

0

3

Модуль 3. Русская классическая музыка

3.1.

Русский балет

Итого по модулю

3

0

1

Дж. Верди. Опера «Риголетто» (Песенка Герцога, Финал).
И. Дунаевский. Оперетта «Белая акация» (Вальс, Песня об
Одессе, Выход Ларисы и семи кавалеров). М. Мусоргский.
Опера «Борис Годунов» (Вступление, Песня Варлаама,
Сцена смерти Бориса, сцена под Кромами).

Знакомство с
шедеврами русской
балетной музыки.;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

Обобщение и
систематизация знаний
о различных
проявлениях
музыкального стиля
(стиль композитора,
национальный стиль,
стиль эпохи и т. д.).;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

Знакомство с музыкой
отечественных
композиторов XX века,
эстетическими и
технологическими
идеями по расширению
возможностей и
средств музыкального
искусства.;
Слушание образцов
электронной музыки.
Дискуссия о значении
технических средств в
создании современной
музыки.;

Устный опрос;
Практическая
работа;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

Знакомство с
различными
джазовыми
музыкальными
композициями и
направлениями
(регтайм, биг-бэнд,
блюз).;
принадлежности к
джазовой или
классической музыке; ;

Устный опрос;
Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;

МР3-диски,
презентация.

3

Модуль 4. Европейская классическая музыка
4.1.

Музыкальный
стиль

Итого по модулю

8

0

1

8

Модуль 5. Русская классическая музыка
5.1.

Русская
музыка —
взгляд в
будущее

Итого по модулю

3

0

1

И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В.
Свиридов, Р. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и
зарубежных композиторов ХХ столетия (К. Дебюсси, К.
Орф, М. Равель, Б. Бриттен, А. Шенберг).

3

Модуль 6. Современная музыка: основные жанры и направления
6.1.

Джаз

4

6.2.

Мюзикл

Э. Артемьев. «Мозаика». Рок-опера «Преступление и
наказание».

5

Итого по модулю

9

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

6

Знакомство с
музыкальными
произведениями,
сочинёнными
зарубежными и
отечественными
композиторами в жанре
мюзикла, сравнение с
другими театральными
жанрами (опера, балет,
драматический
спектакль).;

Устный опрос;

МР3-диски,
презентация.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».