РП информатика 7-9 классы

Приложение к основной
общеобразовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом № 116/1-О от
29.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: информатика

Классы: 7-9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его
структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики
учебного материала для первого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских
проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Целями изучения информатики в основном общем образовании являются:
 формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях
цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
 обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления
как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на
более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
 формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА».
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
 основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Основные задачи учебного предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся:
 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
 знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения
и навыки формализованного описания поставленных задач;
 базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
 знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания
для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
 умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму
на одном из языков программирования высокого уровня;
 умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их
помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и
права, основами информационной безопасности;
 умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих
четырёх тематических разделов:
1. цифровая грамотность;
2. теоретические основы информатики;
3. алгоритмы и программирование;
4. информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
В системе общего образования «Информатика» признана обязательным учебным
предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика».
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне отведен 101 учебный час — по 1 часу в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 класс
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Компьютер — универсальное устройство обработки данных
Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные компьютеры, суперкомпьютеры. Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и
долговременная память. Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных
устройств, средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристики (тактовая частота,
разрядность). Оперативная память. Долговременная память. Устройства ввода и вывода.
Объём хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный
диск, постоянная память смартфона) и скорость доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение.
Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и данных. Бесплатные и условно-бесплатные программы. Свободное программное
обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем. Полное имя
файла (папки). Путь к файлу (папке). Работа с файлами и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование, перемещение, переименование и удаление файлов
и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись песни, видеоклип,
полнометражный фильм). Архивация данных. Использование программ-архиваторов.
Файловый менеджер. Поиск файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы для защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Веб-страница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер. Поисковые системы. Поиск информации по ключевым словам и по изображению. Достоверность информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети
Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ.
Информация и информационные процессы
Информация — одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов
с помощью дискретных данных.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит.
Количество всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном

алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному. Количество различных слов
фиксированной длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных.
Бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код. Кодировка ASCII.
Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с
использованием равномерного и неравномерного кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением
звуковых файлов.
ИНОФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово,
символ).
Текстовый процессор — инструмент создания, редактирования и форматирования
текстов. Правила набора текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный отступ, интервал, выравнивание. Параметры
страницы. Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые
списки. Добавление таблиц в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений текстом.
Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов,
ссылок и др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование сервисов сети Интернет для обработки текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование
графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение,
копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или других программ (приложений). Добавление векторных рисунков
в документы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд текста и
изображений. Работа с несколькими слайдами.

Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
8 класс
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ.
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел, записанных в других
системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и
составные высказывания. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Приоритет
логических операций. Определение истинности составного высказывания, если известны
значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение таблиц истинности логических
выражений.
Логические элементы. Знакомство с логическими основами компьютера.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ.
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словесный, в виде блок-схемы,
программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный алгоритм.
Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием
выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому
результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления формальными исполнителями, такими
как Робот, Черепашка, Чертёжник. Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере.
Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления.
Операции с целыми числами: целочисленное деление, остаток от деления.

Ветвления. Составные условия (запись логических выражений на изучаемом языке программирования). Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт частоты появления символа в строке. Встроенные
функции для обработки строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве
входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату.
9 класс
ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней.
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и
коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Большие данные (интернет-данные, в частности, данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в
глобальной сети и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение вовлечения
в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве.
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая
служба, видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы,
службы обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных услуг. Облачные хранилища данных. Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное обеспечение как
веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ.
Моделирование как метод познания.
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации моделей. Материальные
(натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра.
Весовая матрица графа. Длина пути между вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная
вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Вычисление количества путей в
направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева. Высота дерева. Поддерево. Примеры
использования деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного)
описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи, построение математической модели,
программная реализация, тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов,
уточнение модели.
АЛГОРИТМЫ И ПРОГРАМИРОВАНИЕ.
Разработка алгоритмов и программ.
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ с использованием ветвлений,
циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или другими исполнителями,
такими как Черепашка, Чертёжник и др.

Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива
случайными числами, в соответствии с формулой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов
массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт элементов массива, удовлетворяющих заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего арифметического, минимального и максимального значения элементов последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Управление.
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др.). Примеры использования принципа обратной связи в системах управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе,
сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
Электронные таблицы.
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячейках электронной таблицы. Редактирование
и форматирование таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума, суммы и среднего
арифметического. Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точечная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммирование и подсчёт значений, отвечающих
заданному условию. Обработка больших наборов данных. Численное моделирование в электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе.
Роль информационных технологий в развитии экономики мира, страны, региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного обеспечения, специалист по анализу данных, системный администратор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение информатики на уровне основного общего образования направлено на
достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания,
развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в
коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании
учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей
с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному
уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для
понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к
самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований
безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными
технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического
прогресса;

осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в
том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными,
коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их
развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке,
передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом,
достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия
с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное
принятие решений, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого
доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС

Предметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
 пояснять на примерах смысл понятий «информация», «информационный процесс», «обработка информации», «хранение информации», «передача информации»;
 кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам, демонстрировать понимание основных принципов кодирования информации различной природы (текстовой, графической, аудио);сравнивать длины сообщений, записанных в различных алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
 оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических, звуковых файлов и
видеофайлов;
 приводить примеры современных устройств хранения и передачи информации,
сравнивать их количественные характеристики;
 выделять основные этапы в истории и понимать тенденции развития компьютеров и программного обеспечения;
 получать и использовать информацию о характеристиках персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
 ориентироваться в иерархической структуре файловой системы (записывать
полное имя файла (каталога), путь к файлу (каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя);работать с файловой системой
персонального компьютера с использованием графического интерфейса, а именно: создавать, копировать, перемещать, переименовывать, удалять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу;
 представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультимедийных презентаций;
 искать информацию в сети Интернет (в том числе по ключевым словам, по
изображению), критически относиться к найденной информации, осознавая опасность для
личности и общества распространения вредоносной информации, в том числе экстремистского и террористического характера;
 понимать структуру адресов веб-ресурсов;
 использовать современные сервисы интернет-коммуникаций;
 соблюдать требования безопасной эксплуатации технических средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе с приложениями на любых устройствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети;
 иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на здоровье пользователя и уметь применять методы профилактики.
8 КЛАСС
 пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
 записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных
системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над
ними;
 раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
 записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции
и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;

 раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая
разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
 описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе
в виде блок-схемы;
 составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
 использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания;
 использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
 анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
 создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования
(Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в
том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.

9 класс
 разбивать задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
 составлять и отлаживать программы, реализующие типовые алгоритмы обработки числовых последовательностей или одномерных числовых массивов (поиск максимумов, минимумов, суммы или количества элементов с заданными свойствами) на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык);раскрывать смысл
понятий «модель», «моделирование», определять виды моделей; оценивать адекватность модели
моделируемому объекту и целям моделирования;
 использовать графы и деревья для моделирования систем сетевой и иерархической
структуры; находить кратчайший путь в графе;
 выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
 использовать электронные таблицы для обработки, анализа и визуализации числовых
данных, в том числе с выделением диапазона таблицы и упорядочиванием (сортировкой) его элементов;
 создавать и применять в электронных таблицах формулы для расчётов с использованием встроенных арифметических функций (суммирование и подсчёт значений, отвечающих заданному условию, среднее арифметическое, поиск максимального и минимального значения), абсолютной, относительной, смешанной адресации;
 использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах
из разных предметных областей;
 использовать современные интернет-сервисы (в том числе коммуникационные сервисы, облачные хранилища данных, онлайн-программы (текстовые и графические редакторы, среды
разработки)) в учебной и повседневной деятельности;
 приводить примеры использования геоинформационных сервисов, сервисов государственных услуг, образовательных сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности;
 использовать различные средства защиты от вредоносного программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его последствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных технологических и социально-

психологических аспектов использования сети Интернет (сетевая анонимность, цифровой след,
аутентичность субъектов и ресурсов, опасность вредоносного кода);
 распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фишинг).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов Количество часов
и тем программы
всего контрольные работы

практические работы

Дата изу- Виды деятельности
чения

Виды, формы Электронные (цифконтроля
ровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Цифровая грамотность.
1.1.

Компьютер - универсальное устройство обработки данных

2

0

0

04.09.2024
11.09.2024

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать устройства компьютера с
точки зрения организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода и передачи
информации;
Анализировать информацию (сигналы о
готовности и неполадке) при включении
компьютера;
Получать информацию о характеристиках
компьютера;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

1.2.

Программы и данные

4

0

1

18.09.2024
09.10.2024

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
Определять основные характеристики
операционной системы;
Оперировать компьютерными информационными объектами в нагляднографическом интерфейсе;
Выполнять основные операции с файлами
и папками;
Оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации (клавиатуры,
сканера, микрофона, фотокамеры, видеокамеры);
Использовать программы-архиваторы;
Осуществлять защиту информации от

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ;
Планировать и создавать личное информационное пространство;
1.3.

Компьютерные сети

Итого по разделу

2

0

0

16.10.2024
23.10.2024

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по изображению;
Проверять достоверность информации,
найденной в сети Интернет;
Восстанавливать адрес веб-ресурса из
имеющихся фрагментов;
Осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, видеоконференцсвязи;

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

8

Раздел 2. Теоретические основы информатики.
2.1.

Информация и информационные процессы

2

0

0

30.10.2024
13.11.2024

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Оценивать информацию с позиции её
свойств (актуальность, достоверность,
полнота и др.);
Выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
Оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную
способность выбранного канала и др.);

Тестирование;

https://resh.edu.ru/

2.2.

Представление информации

9

1

5

20.11.2024
29.01.2025

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов,
встречающихся в жизни;
Кодировать и декодировать сообщения по
известным правилам кодирования;
Определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с
помощью двоичного кода фиксированной
длины (разрядности);

Контрольная
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

Определять разрядность двоичного кода,
необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
Подсчитывать количество текстов данной
длины в данном алфавите;
Оперировать единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт,
мегабайт, гигабайт);
Кодировать и декодировать текстовую
информацию с использованием кодовых
таблиц;
Вычислять информационный объём текста
в заданной кодировке;
Оценивать информационный объём графических данных для растрового изображения;
Определять объём памяти, необходимый
для представления и хранения звукового
файла;
Итого по разделу

11

Раздел 3. Информационные технологии
3.1.

Текстовые документы

6

0

4

05.02.2025
12.03.2025

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства;
Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач;
Создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
Форматировать текстовые документы (устанавливать параметры страницы документа; форматировать символы и абзацы;
вставлять колонтитулы и номера страниц);

Практическая
работа;
Тестирование;

https://resh.edu.ru/

Вставлять в документ формулы, таблицы,
изображения, оформлять списки;
Использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов;
3.2.

Компьютерная графика

4

0

3

19.03.2025
16.04.2025

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства;
Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач;
Создавать и редактировать изображения с
помощью инструментов растрового графического редактора;
Создавать и редактировать изображения с
помощью инструментов векторного графического редактора;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

3.3.

Мультимедийные
зентации

3

0

2

23.04.2025
07.05.2025

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного средства;
Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
Выявлять общее и различия в разных программных продуктах, предназначенных
для решения одного класса задач;
Создавать презентации, используя готовые
шаблоны;

Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

пре-

Итого по разделу:

13

Резервное время

2

Общее количество часов по
программе

34

1

15

8 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные работы

практические работы

Дата
ния

изуче- Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Теоретические основы информатики
1.1.

Системы счисления

6

0.5

3

02.09.2024
11.10.2024

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Выявлять различие в позиционных и
непозиционных системах счисления;
Выявлять общее и различия в разных
позиционных системах счисления;
Записывать небольшие (от 0 до 1024)
целые числа в различных позиционных
системах счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной);
Сравнивать целые числа, записанные в
двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

1.2.

Элементы математической логики

6

1

3

14.10.2024
28.11.2024

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать логическую структуру
высказываний;
Строить таблицы истинности для логических выражений;
Вычислять истинностное значение логического выражения;

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

6

02.12.2024
21.02.2025

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия
у них таких свойств алгоритма, как дис-

Письменный
контроль;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

Итого по разделу

12

Раздел 2. Алгоритмы и программирование
2.1.

Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции

10

1

кретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
Определять по блок-схеме, для решения
какой задачи предназначен данный алгоритм;
Анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
Определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические
конструкции могут войти в алгоритм;
Сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи;
Создавать, выполнять вручную и на
компьютере несложные алгоритмы с
использованием циклов и ветвлений для
управления исполнителями, такими как
Робот, Черепашка, Чертёжник;
Исполнять готовые алгоритмы при конкретных исходных данных;
Строить для исполнителя арифметических действий цепочки команд, дающих
требуемый результат при конкретных
исходных данных;
2.2.

Язык программирования

9

0.5

5

25.02.2025
09.05.2025

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Определять по программе, для решения
какой задачи она предназначена;
Строить арифметические, строковые,
логические выражения и вычислять их
значения;
Программировать линейные алгоритмы,
предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
Разрабатывать программы, содержащие
оператор (операторы) ветвления, в том
числе с использованием логических
операций;
Разрабатывать программы, содержащие
оператор (операторы) цикла;

Контрольная работа;
Практическая
работа;

https://resh.edu.ru/

2.3.

Анализ алгоритмов

2

Итого по разделу

21

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

1

3

12.05.2025
23.05.2025

Раскрывать смысл изучаемых понятий; Практическая
Анализировать готовые алгоритмы и работа;
программы;

Дата
ния

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные
(цифровые) образовательные
ресурсы

https://resh.edu.ru/

18

9 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем программы

Количество часов
всего

контрольные работы

практические работы

изуче-

Раздел 1. Цифровая грамотность
1.1.

Глобальная сеть Интернет и стратегии
безопасного поведения
в ней

3

0

2

01.09.2026
18.09.2026

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
Определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
Распознавать потенциальные угрозы и
вредные воздействия, связанные с информационными и коммуникационными технологиями, оценивать предлагаемые пути их устранения;
Создавать комплексные информационные объекты в виде веб-страниц, включающих графические объекты, с использованием конструкторов (шаблонов);

Устный
опрос;
Практическая работа;
Тестирование;

http://resh.edu.ru/

1.2.

Работа в информаци-

3

0

2

21.09.2026

Раскрывать смысл изучаемых понятий;

Устный

http://resh.edu.ru/

опрос;

онном пространстве

Итого по разделу

09.10.2026

Приводить примеры ситуаций, в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые службы и др.;
Определять количество страниц, найденных поисковым сервером по запросам с использованием логических операций;
Приводить примеры услуг, доступных
на сервисах государственных услуг;
Приводить примеры онлайновых текстовых и графических редакторов, сред
разработки программ;

Практическая работа;
Тестирование;

12.10.2026
11.12.2026

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
Анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.);
Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств те свойства, которые существенны с точки зрения целей моделирования;
Оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
Строить и интерпретировать различные
информационные модели (таблицы,
диаграммы, графы, схемы, блок-схемы
алгоритмов);
Исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с
поставленной задачей;
Работать с готовыми компьютерными
моделями из различных предметных
областей;

Устный
опрос; http://resh.edu.ru/
Контрольная работа;
Практическая работа;

6

Раздел 2. Теоретические основы информатики
2.1.

Моделирование как
метод познания

8

1

3

Итого по разделу

8

Раздел 3. Алгоритмы и программирование
3.1.

Разработка алгоритмов
и программ

6

0

2

14.12.2026
29.01.2027

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Разрабатывать программы для обработки одномерного массива целых чисел;
Осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
Разрабатывать программы, содержащие
подпрограмму(ы);

Устный
опрос; http://resh.edu.ru/
Практическая работа;
Тестирование;

3.2.

Управление

2

0

1

01.02.2027
12.02.2027

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать отношения в живой
природе, технических и социальных
(школа, семья и др.) системах с позиций
управления;

Устный
опрос; http://resh.edu.ru/
Практическая работа;

1

6

15.02.2027
07.05.2027

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого программного
средства;
Определять условия и возможности
применения программного средства для
решения типовых задач;
Выявлять общее и различия в разных
программных продуктах, предназначенных для решения одного класса (разных
классов) задач;
Редактировать и форматировать электронные таблицы;
Анализировать и визуализировать данные в электронных таблицах;
Выполнять в электронных таблицах
расчёты по вводимым пользователем
формулам с использованием встроенных функций;
Осуществлять численное моделирова-

Устный
опрос; http://resh.edu.ru/
Контрольная работа;
Практическая работа;
Тестирование;

Итого по разделу

8

Раздел 4. Информационные технологии
4.1.

Электронные таблицы

10

ние в простых задачах из различных
предметных областей;
4.2.

Информационные технологии в современном
обществе

1

Итого по разделу

11

Резервное время

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

0

0

2

16

10.05.2027
21.05.2027

Раскрывать смысл изучаемых понятий;
Обсуждать роль информационных технологий в современном мире;
Обсуждать значение открытых образовательных ресурсов и возможности их
использования;
Анализировать цифровые навыки, которыми должен обладать выпускник школы;

Устный
опрос;
Тестирование;

http://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».