Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом № 116/1-О от 29.08.2024 г. Рабочая программа Предмет: вероятность и стастистика Классы: 7-9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ и СТАТИСТИКА" Рабочая программа по учебному курсу "Вероятность и статистика" для обучающихся 7 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В современном цифровом мире вероятность и статистика при обретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются представления учащихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие содержательнометодические линии: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В 7-9 классах изучается курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов». На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю, всего 102 учебных часа в год. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА" 7 класс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. 8 класс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с по мощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. 9 класс Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков по реальным данным. Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики. Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, из отрезка и из дуги окружности. Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха. Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли. Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание и дисперсия случайной величины «число успехов в серии испытаний Бернулли». Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Вероятность и статистика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Вероятность и статистика» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание:способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика»характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также вы- двигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 7 классе характеризуются следующими умениями. — Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; — Представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. — Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. — Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. — Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных; иметь представление о статистической устойчивости. Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 8 классе характеризуются следующими умениями. — Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. — Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). — Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. — Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. — Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. — Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; перечислять элементы множеств; применять свойства множеств. — Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в 9 классе характеризуются следующими умениями. — Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. — Решать задачи организованным перебором вариантов, а также с использованием комбинаторных правил и методов. — Использовать описательные характеристики для массивов числовых данных, в том числе средние значения и меры рассеивания. — Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь результатами проведённых измерений и наблюдений. — Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, в сериях испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли. — Иметь представление о случайной величине и о распределении вероятностей. — Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении закономерности в случайной изменчивости и о роли закона больших чисел в природе и обществе. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс Количество часов № Наименование Дата Виды деятельности п/п разделов и тем всег контроль практиче изучен программы ия о ные ские работы работы Раздел 1. Представление данных 1.1. Представление 0.5 0 данных в таблицах. Виды, формы контроля Электронн ые (цифровые) образовател ьные ресурсы 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Устный опрос; schoolcollection edu.ru 1.2. Практические вычисления по табличным данным. 0.5 0 0 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 1.3. Извлечение и интерпретация табличных данных. 1 0 0 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru 1.4. Практическая работа «Таблицы». 1 0 0 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 1.5. Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. 1 0 0 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 1.6. Чтение и построение диаграмм. 1 0 0 Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 1.7. Примеры демографических диаграмм. 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Устный опрос; schoolcollection edu.ru 1.8. Практическая работа«Диагра ммы» 1 0 0 Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления); Контрол ьная работа; schoolcollection edu.ru Итого по разделу 7 Раздел 2. Описательная статистика 2.1. Числовые наборы. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 2.2. Среднее арифметическое. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 2.3. Медиана числового набора. 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Тестирован schoolие; collection edu.ru 2.4. Устойчивость медианы. 1 0 0 Решать задачи; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 2.5. Практическая работа «Средние значения». 1 0 0 Изучать свойства средних, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практических работ; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru 1 0 0 Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее арифметическое, медиана; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 2 0 0 Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее значения числового массива, размах; Решать задачи на выбор способа описания данных в соответствии с природой данных и целями исследования; Устный опрос; Контроль ная работа; schoolcollection edu.ru 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма; Самооценк schoolcollection ас использова edu.ru нием«Оцен очного листа»; 2.6. Наибольшее и наименьшее значения числового набора. 2.7. Размах. Итого по разделу 8 Раздел 3. Случайная изменчивость 3.1. Случайная 1 0 изменчивость (примеры). 3.2. Частота значений в массиве данных. 1 0 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма; Письме нный контрол ь; 3.3. Группировка. 1 0 0 Осваивать понятия: частота значений в массиве данных, группировка данных, гистограмма; Тестирован schoolие; collection edu.ru schoolcollection edu.ru 3.4. Гистограммы. 1 0 0 Строить и анализировать гистограммы, подбирать подходящий Практиче шаг группировки; ская работа; schoolcollection edu.ru 3.5. Практическая работа «Случайная изменчивость» 2 0 1 Осваивать графические представления разных видов случайной изменчивости, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы; Контроль ная работа; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru 4.1. Граф, вершина, ребро. 0.25 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Устный опрос; schoolcollection edu.ru 4.2. Представление задачи с помощью графа. 0.25 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 4.3. Степень (валентность) 0.5 0 вершины. 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Тестирован schoolие; collection edu.ru 4.4. Число рёбер и суммарная степень вершин. 4.5. Цепь и цикл. 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Устный опрос; schoolcollection edu.ru 0.5 0 0 Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро графа, степень (валентность вершины), цепь и цикл; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 4.6. Путь в графе. 0.5 0 0 Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru Итого по разделу: 6 Раздел 4. Введение в теорию графов 4.7. Представление о связности графа. 0.5 0 0 Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь, обход графа, ориентированный граф; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru 4.8. Обход графа (эйлеров путь). 0.5 0 0 Решать задачи на поиск суммы степеней вер- шин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru 4.9. Представление об ориентированны х графах. 0.5 0 0 Решать задачи на поиск суммы степеней вер- шин графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в ориентированных графах; Осваивать способы представления задач из курса алгебры, геометрии, теории вероятностей, других предметов с помощью графов (карты, схемы, электрические цепи, функциональные соответствия) на примерах; Контроль ная работа; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru Итого по разделу: 4 Раздел 5.Вероятность и частота случайного события 5.1. Случайный опыт и 0.5 0 0 случайное событие. Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие; 5.2. Вероятность и частота 0.5 0 события. 0 Осваивать понятия: случайный опыт и случайное событие, маловероятное и практически достоверное событие; 5.3. Роль маловероятных и 1 практически достоверных событий в природе и в 0 0 Изучать значимость маловероятных событий в природе и обществе на важных примерах (аварии, несчастные случаи, защита персональной информации, передача данных); 5.4. Монета и игральная кость в теории вероятностей. 0 0 Изучать роль классических вероятностных моделей (монета, игральная кость) в теории вероятностей; schoolПисьме collection нный контрол edu.ru ь; Тестирован schoolcollection ие; edu.ru schoolПисьме collection нный контрол edu.ru ь; schoolПисьме collection нный контрол edu.ru ь; 1 5.5. Практическая работа «Частота выпадения орла» 1 0 Итого по разделу: 4 Раздел 6. Обобщение, контроль 6.1. Представление 1 0 данных. 0 Наблюдать и изучать частоту событий в простых экспериментах, в том числе с помощью цифровых ресурсов, в ходе практической работы.; Практиче schoolcollection ская работа; edu.ru 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru Контрол ьная работа; schoolcollection edu.ru 6.2. Описательная статистика. 2 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; 6.3. Вероятность случайного события. 2 0 0 Решать задачи на представление и описание данных с помощью Практиче schoolcollection изученных характеристик; ская работа; edu.ru Итого по разделу: 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 1 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 класс № Наименование разделов и тем Количество часов Дата Виды деятельности п/п программы изучен всег контроль практиче ия о ные ские работы работы Виды, формы контрол я Электронны е (цифровые) образовател ьные ресурсы Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Раздел 1. Повторение курса 7 класса 1.1. Представление данных. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Устный опрос; 1.2. Описательная статистика. 0.5 0 0 Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Устный опрос; 1.3. Случайная изменчивость. 0.5 0 0 Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости; Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 1.4. Средние числового набора. 0.5 0 0 Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека; Устный опрос; 1.5. Случайные события. 0.5 0 0 Решать задачи на определение частоты случайных событий, обсуждение примеров случайных событий, маловероятных и практически достоверных случайных событий, их роли в природе и жизни человека; Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 1.6. Вероятности и частоты. 0.5 0 0 Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости; Практиче ская работа; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 1.7. Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость 1 1 Решать задачи на представление группированных данных и описание случайной изменчивости; Практиче ская работа; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 0 Итого по разделу 4 Раздел 2. Описательная статистика. Рассеивание данных Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 2.1. Отклонения. 1 0 0 Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных; Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 2.2. Дисперсия числового набора. 1 0 0 Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных; Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания; Диктант; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 2.3. Стандартное отклонение числового набора. 1 0 0 Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных; Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания; Практиче ская работа; Тестиров ание; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 2.4. Диаграммы рассеивания 1 0 0 Строить диаграммы рассеивания по имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера; Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Итого по разделу 4 Раздел 3. Множества 3.1. Множество, подмножество. 1 0 0 Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 3.2. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. 1 0 0 Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество; Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 3.3. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. 1 0 0 Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение; Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения; Практиче ская работа; Тестиров ание; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 3.4. Графическое представление множеств. 1 0 0 Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов; Практиче ская работа; Тестиров ание; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Итого по разделу: 4 Раздел 4. Вероятность случайного события 4.1. Элементарные события. 0.5 0 0 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 4.2. Случайные события. 0.5 0 0 Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные элементарные события; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 4.3. Благоприятствующие элементарные события. 1 0 0 Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта; Практиче ская работа; Тестиров ание; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 4.4. Вероятности событий. 1 0 0 Решать задачи на вычисление вероятностей событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта; Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера; Практиче ская работа; Тестиров ание; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 4.5. Опыты с равновозможными элементарными событиями. 1 0 0 Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы; Практиче ская работа; Тестиров ание; Диктант; 4.6. Случайный выбор. 1 0 0 Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с помощью компьютера; Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы; Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 4.7. Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями» 1 0 1 Проводить и изучать опыты с равновозможными элементарными событиями (с использованием монет, игральных костей, других моделей) в ходе практической работы; Практиче ская работа; Итого по разделу: 6 Раздел 5. Введение в теорию графов Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 5.1. Дерево. 1 0 0 Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева; Практиче ская работа; 5.2. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. 1 0 0 Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева; Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер; Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 5.3. Правило умножения. 2 0 0 Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Итого по разделу: Раздел 6. Случайные события 6.1. Противоположное событие. 4 0 0 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Устный опрос; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 1 Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 6.2. Диаграмма Эйлера. 1 0 0 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей); Практиче ская работа; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 6.3. Объединение и пересечение событий. 1 0 0 Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей); Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей; Устный опрос; Практичес кая работа; Диктант; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 6.4. Несовместные события. 0.5 0 0 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Тестиров ание; Диктант; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 6.5. Формула сложения вероятностей. 0.5 0 0 Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей; Практиче ская работа; Тестиров ание; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 6.6. Правило умножения вероятностей. 1 0 0 Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—Венна), совместные и несовместные события; Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 6.7. Условная вероятность. 1 0 0 Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей; Устный опрос; 6.8. Независимые события. 1 0 0 Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей); Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей; Тестировани Единая е; коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 6.9. Представление случайного эксперимента в виде дерева. 1 0 0 Решать задачи на определение и использование независимых событий; Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта; Практиче ская работа; Итого по разделу: 8 Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Раздел 7. Обобщение, контроль 7.1. Представление данных. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Самооценк ас использова нием«Оце ночного листа»; 7.2. Описательная статистика. 0.5 0 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Решать задачи на представление и описание данных с помощью изученных характеристик; Практиче ская работа; 7.3. Графы. 1 0 0 Решать задачи с применением графов; Тестиров ание; Диктант; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 7.4. Вероятность случайного события. 1 0 0 Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями; Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева Практиче ская работа; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ 7.5. Элементы комбинаторики. 1 Итого по разделу: 4 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО 34 0 0 0 2 Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта; Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на Практиче ская работа; Единая коллекция цифровых образователь ных ресурсов, РЭШ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 класс № Наименование Количество часов Дата Виды деятельности п/п разделов и тем изучен всег контроль практиче программы ия о ные ские работы работы Раздел 1. Повторение курса 8 класса 1.1. Представление данных. 1 0 1.2. Описательная статистика. Виды, формы контроля Электронн ые (цифровые) образовател ьные ресурсы schoolcollection edu.ru 0 Повторять изученное и выстраивать систему знаний; Письме нный контрол ь; 1 0 0 Решать задачи на представление и описание данных; Тестирован schoolие; collection edu.ru 1.3. Операции над событиями 1 0 0 Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта; Письме нный контрол ь; 1.4. Независимость событий 0 0 Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля; Тестирован schoolие; collection edu.ru 1 Итого по разделу: 4 Раздел 2.Элементы комбинаторики schoolcollection edu.ru 2.1. Комбинаторное правило 1 умножения. 0 0 Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 2.2. Перестановки. 0.5 0 0 Решать задачи на перечисление упорядоченных пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов различных множеств; Устный опрос; schoolcollection edu.ru 2.3.. Факториал. 0.5 0 0 Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля; Устный опрос; schoolcollection edu.ru 2.4. Сочетания и число сочетаний. 0.5 0 0 Решать задачи на перечисление упорядоченных пар, троек, перечисление перестановок и сочетаний элементов различных множеств; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 2.5. Треугольник Паскаля. 0.5 0 0 Осваивать понятия: комбинаторное правило умножения, упорядоченная пара, тройка объектов, перестановка, факториал числа, сочетание, число сочетаний, треугольник Паскаля; Тестирован schoolие; collection edu.ru 2.6. Практическая работа «Вычисление вероятностей с 1 1 Решать, применяя комбинаторику, задачи на вычисление вероятностей, в том числе с помощью электронных таблиц в ходе практической работы; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru 0 Осваивать понятие геометрической вероятности; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 0 Итого по разделу: 4 Раздел 3. Геометрическая вероятность 3.1. Геометрическая 2 0 вероятность. 3.2. Случайный выбор точки 2 из фигуры на плоскости, из отрезка, Итого по разделу: 4 Раздел 4. Испытания Бернулли 4.1. Испытание. 1 0 1 Решать задачи на нахождение вероятностей в опытах, представимых как выбор точек из многоугольника, круга, отрезка или дуги окружности, числового промежутка; Тестирован schoolие; collection edu.ru 0 0 Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru 4.2. Успех и неудача. 1 0 0 Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха, в том числе с применением формулы суммы геометрической прогрессии; Устный опрос; schoolcollection edu.ru 1 0 0 Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли; Самооценк schoolcollection ас использова edu.ru нием«Оцен очного листа»; 4.4. Испытания Бернулли. 1 0 0 Осваивать понятия: испытание, элементарное событие в испытании (успех и неудача), серия испытаний, наступление первого успеха (неудачи), серия испытаний Бернулли; Письме нный контрол ь; 4.5. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли 1 0 0 Решать задачи на нахождение вероятностей элементарных событий в серии испытаний Бернулли, на нахождение вероятности определённого числа успехов в серии испытаний Бернулли; Тестирован schoolие; collection edu.ru 4.3. Серия испытаний до первого успеха. schoolcollection edu.ru 4.6. Практическая работа «Испытания 1 0 1 Изучать в ходе практической работы, в том числе с помощью цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии испытаний Бернулли; Практиче ская работа; schoolcollection edu.ru Итого по разделу: 6 Раздел 5.Случайная величина 5.1. Случайная величина и 1 распределение вероятностей. 0 0 Освоить понятия: случайная величина, значение случайной величины, распределение вероятностей; Письме нный контрол ь; schoolcollection edu.ru schoolcollection edu.ru 5.2. Математическое ожидание и дисперсия случайной 1 0 0 Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных случайных величин (рост, вес чело века, численность населения, другие изменчивые величины, Диктант; 5.3. Примеры математического ожидания как теоретического среднего значения величины. 1 0 0 Осваивать понятия: математическое ожидание случайной величины как теоретическое среднее значение, дисперсия случайной величины как аналог дисперсии числового набора; Письменн ый контроль; Тестиров ание; 5.4. Понятие о законе больших чисел. 1 0 0 Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его вероятности; Тестирован ие; 5.5. Измерение вероятностей с помощью частот. 1 0 0 Обсуждать закон больших чисел как проявление статистической устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел в природе и в жизни человека; Письме нный контрол ь; 5.6. Применение закона больших чисел 1 0 0 Знакомиться с законом больших чисел (в форме Бернулли): при большом числе опытов частота события близка к его вероятности; Обсуждать закон больших чисел как проявление статистической устойчивости в изменчивых явлениях, роль закона больших чисел в природе и в жизни человека; Письме нный контрол ь; Итого по разделу: 6 Раздел 6. Обобщение, контроль 6.1. Представление данных. 2 0 0 Решать задачи на представление и описание данных; Устный опрос; Письменн ый контроль; 6.2. Описательная статистика. 2 0 0 Решать задачи на представление и описание данных; Письме нный контрол ь; 6.3. Вероятность случайного события. 2 0 0 Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний; Устный опрос; Письменн ый контроль; 6.4. Элементы комбинаторики. 2 0 0 Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями, вероятностей объединения и пересечения событий, вычислять вероятности в опытах с сериями случайных испытаний; Устный опрос; Письменн ый контроль; 6.5. Случайные величины и распределения 2 1 0 Итого по разделу: 10 34 1 3 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Решать задачи на представление и описание данных; Контрол ьная работа;