Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, утвержденной приказом № 116/1-О от 29.08.2024 г. Рабочая программа Предмет: алгебра Классы: 7-9 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Рабочая программа по учебному курсу "Алгебра" для обучающихся 7-9 классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В программе учтены идеи и положения Концепции развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым предметом, расширяется. Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления. Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графические средства для выражения суждений и наглядного их представления. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Алгебра является одним из опорных курсов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин, как естественнонаучного, так и гуманитарного циклов, её освоение необходимо для продолжения образования и в повседневной жизни. Развитие у обучающихся научных представлений о происхождении и сущности алгебраических абстракций, способе отражения математической наукой явлений и процессов в природе и обществе, роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном цифровом обществе. Изучение алгебры естественным образом обеспечивает развитие умения наблюдать, сравнивать, находить закономерности, требует критичности мышления, способности аргументированно обосновывать свои действия и выводы, формулировать утверждения. Освоение курса алгебры обеспечивает развитие логического мышления обучающихся: они используют дедуктивные и индуктивные рассуждения, обобщение и конкретизацию, абстрагирование и аналогию. Обучение алгебре предполагает значительный объём самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому самостоятельное решение задач естественным образом является реализацией деятельностного принципа обучения. В структуре программы учебного курса «Алгебра» основной школы основное место занимают содержательно-методические линии: «Числа и вычисления»; «Алгебраические выражения»;«Уравнения и неравенства»; «Функции». Каждая из этих содержательнометодических линий развивается на протяжении трёх лет изучения курса, естественным образом переплетаясь и взаимодействуя с другими его линиями. В ходе изучения курса обучающимся приходится логически рассуждать, использовать теоретико-множественный язык. В связи с этим целесообразно включить в программу некоторые основы логики, пронизывающие все основные разделы математического образования и способствующие овладению обучающимися основ универсального математического языка. Таким образом, можно утверждать, что содержательной и структурной особенностью курса«Алгебра» является его интегрированный характер. Содержание линии «Числа и вычисления» служит основой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию у обучающихся логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Развитие понятия о числе в основной школе связано с рациональными и иррациональными числами, формированием представлений о действительном числе. Завершение освоения числовой линии отнесено к старшему звену общего образования. Содержание двух алгебраических линий — «Алгебраические выражения» и «Уравнения и неравенства» способствует формированию у обучающихся математического аппарата, необходимого для решения задач математики, смежных предметов и практико-ориентированных задач. В основной школе учебный материал группируется вокруг рациональных выражений. Алгебра демонстрирует значение математики как языка для построения математических моделей, описания процессов и явлений реального мира. В задачи обучения алгебре входят также дальнейшее развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символьных форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Содержание функционально-графической линии нацелено на получение школьниками знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разно образных процессов и явлений в природе и обществе. Изучение этого материала способствует развитию у обучающихся умения использовать различные выразительные средства языка математики —словесные, символические, графические, вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Согласно учебному плану в 7-9 классах изучается учебный курс «Алгебра», который включает следующие основные разделы содержания: «Числа и вычисления», «Алгебраические выражения»,«Уравнения и неравенства», «Функции». Учебный план на изучение алгебры в 7-9 классах отводит 3 учебных часа в неделю, 306 учебных часов за период обучения СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" 7 класс Числа и вычисления Рациональные числа. Дроби обыкновенные и десятичные, переход от одной формы записи дробей к другой. Понятие рационального числа, запись, сравнение, упорядочивание рациональных чисел. Арифметические действия с рациональными числами. Решение задач из реальной практики на части, на дроби. Степень с натуральным показателем: определение, преобразование выражений на основе определения, запись больших чисел. Проценты, запись процентов в виде дроби и дроби в виде процентов. Три основные задачи на проценты, решение задач из реальной практики. Применение признаков делимости, разложение на множители натуральных чисел. Реальные зависимости, в том числе прямая и обратная пропорциональности. Алгебраические выражения Переменные, числовое значение выражения с переменной. Допустимые значения переменных. Представление зависимости между величинами в виде формулы. Вычисления по формулам. Преобразование буквенных выражений, тождественно равные выражения, правила преобразования сумм и произведений, правила раскрытия скобок и приведения подобных слагаемых. Свойства степени с натуральным показателем. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Разложение многочленов на множители. Уравнения Уравнение, корень уравнения, правила преобразования уравнения, равносильность уравнений. Линейное уравнение с одной переменной, число корней линейного уравнения, решение линейных уравнений. Составление уравнений по условию задачи. Решение текстовых задач с помощью уравнений. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Система двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем уравнений способом подстановки. Примеры решения текстовых задач с помощью систем уравнений. Координаты и графики. Функции Координата точки на прямой. Числовые промежутки. Расстояние между двумя точками координатной прямой. Прямоугольная система координат, оси Ox и Oy. Абсцисса и ордината точки на координатной плоскости. Примеры графиков, заданных формулами. Чтение графиков реальных зависимостей. Понятие функции. График функции. Свойства функций. Линейная функция, её график. График функции y= IхI. Графическое решение линейных уравнений и систем линейных уравнений. 8 класс СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "АЛГЕБРА" Числа и вычисления Квадратный корень из числа. Понятие об иррациональном числе. Десятичные приближения иррациональных чисел. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям. Действительные числа. Степень с целым показателем и её свойства. Стандартная запись числа. Алгебраические выражения Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Рациональные выражения и их преобразование. Уравнения и неравенства Квадратное уравнение, формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Простейшие дробнорациональные уравнения. Графическая интерпретация уравнений с двумя переменными и систем линейных уравнений с двумя переменными. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Системы линейных неравенств с одной переменной. Функции Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функций. График функции. Чтение свойств функции по её графику. Примеры графиков функций, отражающих реальные процессы. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Функции y = x², y = x³, у=√х, y= IхI. Графическое решение уравнений и систем уравнений. дроби. 9 класс Числа и вычисления Действительные числа. Рациональные числа, иррациональные числа, конечные и бесконечные десятичные Множество действительных чисел; действительные числа как бесконечные десятичные дроби. Взаимно однозначное соответствие между множеством действительных чисел и координатной прямой. Сравнение действительных чисел, арифметические действия с действительными числами. Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира, длительность процессов в окружающем мире. Приближённое значение величины, точность приближения. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Уравнения и неравенства Уравнения с одной переменной. Линейное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к линейным. Квадратное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней разложением на множители. Решение дробно-рациональных уравнений. Решение текстовых задач алгебраическим методом. Системы уравнений. Уравнение с двумя переменными и его график. Решение систем двух линейных уравнений с двумя переменными. Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое — второй степени. Графическая интерпретация системы уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Неравенства Числовые неравенства и их свойства. Решение линейных неравенств с одной переменной. Решение систем линейных неравенств с одной переменной. Квадратные неравенства. Графическая интерпретация неравенств и систем неравенств с двумя переменными. Функции Квадратичная функция, её график и свойства. Парабола, координаты вершины параболы, ось симметрии параболы. Графики функций: y = kx, y = kx + b, y=k/x. У=√х, y=x³. y = I х I и их свойства. Числовые последовательности Определение и способы задания числовых последовательностей. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками на координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение учебного курса «Алгебры» должно обеспечивать достижение на уровне основного общего образования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются: Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах. Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности мораль- но-этических принципов в деятельности учёного. Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей. Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве. Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека. Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: — готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; — необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; — способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы учебного курса «Алгебра» характеризуются овладением универсальными познавательными действиями, универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями. 1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией). Базовые логические действия: — выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; — воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные; — выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; — делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; — разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения; — выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: — использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; — проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; — самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; — прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: — выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; — выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; — выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; — оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. 2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся. Общение: — воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; — в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; — представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории. Сотрудничество: — понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; — принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать мнения нескольких людей; — участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и др.); — выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды; — оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. 3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности. Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль: — владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; — предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; — оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс Числа и вычисления Находить значения числовых выражений; применять разнообразные способы и приёмы вычисления значений дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби. Переходить от одной формы записи чисел к другой (преобразовывать десятичную дробь в обыкновенную, обыкновенную в десятичную, в частности в бесконечную десятичную дробь). Сравнивать и упорядочивать рациональные числа. Округлять числа. Выполнять прикидку и оценку результата вычислений, оценку значений числовых выражений. Выполнять действия со степенями с натуральными показателями. Применять признаки делимости, разложение на множители натуральных чисел. Решать практико-ориентированные задачи, связанные с отношением величин, пропорциональностью величин, процентами; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов. Алгебраические выражения Использовать алгебраическую терминологию и символику, применять её в процессе освоения учебного материала. Находить значения буквенных выражений при заданных значениях переменных. Выполнять преобразования целого выражения в многочлен приведением подобных слагаемых, раскрытием скобок. Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата разности. Осуществлять разложение многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя, группировки слагаемых, применения формул сокращённого умножения. Применять преобразования многочленов для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Использовать свойства степеней с натуральными показателями для преобразования выражений. Уравнения и неравенства Решать линейные уравнения с одной переменной, применяя правила перехода от исходного уравнения к равносильному ему. Проверять, является ли число корнем уравнения. Применять графические методы при решении линейных уравнений и их систем. Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного уравнения с двумя переменными. Строить в координатной плоскости график линейного уравнения с двумя переменными; пользуясь графиком, приводить примеры решения уравнения. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными, в том числе графически. Составлять и решать линейное уравнение или систему линейных уравнений по условию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Координаты и графики. Функции Изображать на координатной прямой точки, соответствующие заданным координатам, лучи, отрезки, интервалы; за писывать числовые промежутки на алгебраическом языке. Отмечать в координатной плоскости точки по заданным ко ординатам; строить графики линейных функций. Строить график функции y= I хI. Описывать с помощью функций известные зависимости между величинами: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость; производительность, время, объём работы. Находить значение функции по значению её аргумента. Понимать графический способ представления и анализа информации; извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей. 8 класс Числа и вычисления Использовать начальные представления о множестве действительных чисел для сравнения, округления и вычислений; изображать действительные числа точками на координатной прямой. Применять понятие арифметического квадратного корня; находить квадратные корни, используя при необходимости калькулятор; выполнять преобразования выражений, содержащих квадратные корни, используя свойства корней. Использовать записи больших и малых чисел с помощью десятичных дробей и степеней числа 10. Алгебраические выражения Применять понятие степени с целым показателем, выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целым показателем. Выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями. Раскладывать квадратный трёхчлен на множители. Применять преобразования выражений для решения различных задач из математики, смежных предметов, из реальной практики. Уравнения и неравенства Решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух уравнений с двумя переменными. Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.). Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат. Применять свойства числовых неравенств для сравнения, оценки; решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; давать графическую иллюстрацию множества решений неравенства системы неравенств. Функции Понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения); определять значение функции по значению аргумента; определять свойства функции по её графику. Строить графики элементарных функций вида y = k/x , y = x², y= x³, у=√х, y= IхI; описывать свойства числовой функции по её графику. 9 класс Числа и вычисления Сравнивать и упорядочивать рациональные и иррациональные числа. Выполнять арифметические действия с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы, выполнять вычисления с иррациональными числами. Находить значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений. Округлять действительные числа, выполнять прикидку результата вычислений, оценку числовых выражений. Уравнения и неравенства Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения. Решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными и системы двух уравнений, в которых одно уравнение не является линейным. Решать текстовые задачи алгебраическим способом с помощью составления уравнения или системы двух уравнений с двумя переменными. Проводить простейшие исследования уравнений и систем уравнений, в том числе с применением графических представлений (устанавливать, имеет ли уравнение или система уравнений решения, если имеет, то сколько, и пр.). Решать линейные неравенства, квадратные неравенства; изображать решение неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов. Решать системы линейных неравенств, системы неравенств, включающие квадратное неравенство; изображать решение системы неравенств на числовой прямой, записывать решение с помощью символов. Использовать неравенства при решении различных задач. Функции Распознавать функции изученных видов. Показывать схематически расположение на координатной плоскости графиков функций вида: y = kx, y = kx + b, y = k/х, y=a x² + b x + c c, y = x³, у=√х, y = I х I в зависимости от значений коэффициентов;описывать свойства функций. Строить и изображать схематически графики квадратичных функций, описывать свойства квадратичных функций по их графикам. Распознавать квадратичную функцию по формуле, приводить примеры квадратичных функций из реальной жизни, физики, геометрии. Арифметическая и геометрическая прогрессии Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Выполнять вычисления с использованием формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. Изображать члены последовательности точками на координатной плоскости. Решать задачи, связанные с числовыми последовательностями, в том числе задачи из реальной жизни (с использованием калькулятора, цифровых технологий). ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс Виды деятельности № Наименование раз- Количество часов Дата п/п делов и тем провсего контрольн практическ изучен граммы ые работы ие работы ия Виды, Электронные формы (цифровые) контроля образовательные ресурсы Раздел 1. Числа и вычисления. Рациональные числа. 1.1. Понятие рационального числа 1 0 0 Систематизировать и обогащать знания об обыкновенных и деся- Устный тичных дробях; опрос; 1.2. Арифметические 3 действия с рациональными числами. 0 0 Применять разнообразные способы и приёмы вычисления значений дробных выражений, содержащих обыкновенные и десятичные дроби: заменять при необходимости десятичную дробь обыкновенной и обыкновенную десятичной, приводить выражение к форме, наиболее удобной для вычислений, преобразовывать дробные выражения на умножение и деление десятичных дробей к действиям с целыми числами; Применять признаки делимости, разложения на множители натуральных чисел; Устный http://school�collectio опрос; n.edu.ru Письменны й контроль; 1.3. Сравнение, упорядочивание рациональных чисел. 1 0 Систематизировать и обогащать знания об обыкновенных и десятичных дробях; Сравнивать и упорядочивать дроби, преобразовывая при необходимости десятичные дроби в обыкновенные, обыкновенные в десятичные, в частности в бесконечную десятичную дробь; Устный http://school�collectio опрос; n.edu.ru Письменный контроль; Контрольная работа; 3 http://school�collectio n.edu.ru 1.4. Степень с натуральным показателем. 2 1 0 Приводить числовые и буквенные примеры степени с натуральным показателем, объясняя значения основания степени и показателя степени, находить значения степеней вида an (a— любое рациональное число, n — натуральное число); 1.5. Решение основных 5 задач на дроби, проценты из реальной практики. 0 0 Решать задачи на части, проценты, пропорции, на нахождение Письменны http://school�collectio дроби (процента) от величины и величины по её дроби (процен- й контроль; n.edu.ru ту), дроби (процента), который составляет одна величина от другой; Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи решений текстовых задач; 1.6. Признаки делимо- 3 сти, разложения на множители натуральных чисел. 0 0 Применять признаки делимости, разложения на множители натуральных чисел; Решать практико-ориентированные задачи на дроби, проценты, прямую и обратную пропорциональности, пропорции; 1.7. Реальные зависимости. 4 0 0 Приводить, разбирать, оценивать различные решения, записи ре-Устный http://school�collectio шений текстовых задач; Решать практико-ориентированные зада-опрос; n.edu.ru чи на дроби, проценты, прямую и обратную пропорциональности,Письменны пропорции; й контроль; 1.8. Прямая и обратная 4 пропорциональност и 1 0 Распознавать и объяснять, опираясь на определения, прямо про- Устный http://school�collectio порциональные и обратно пропорциональные зависимости между опрос; n.edu.ru величинами; приводить примеры этих Письмензависимостей из реального мира, из других учебных предметов; ный конРешать практико-ориентированные задачи на дроби, проценты, троль; прямую и обратную пропорциональности, пропорции; Контрольная работа; Итого по разделу 25 Письменны http://school�collectio й n.edu.ru контроль; Тестирован ие; Устный http://school�collectio опрос; n.edu.ru Письменны й контроль; Раздел 2. Алгебраические выражения. 2.1. Буквенные выражения. 1 0 0 Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала; Письменны http://school�collectio й контроль; n.edu.ru 2.2. Переменные. 1 0 0 Овладеть алгебраической терминологией и символикой, применять её в процессе освоения учебного материала; Устный опрос; 2.3. Допустимые значения переменных. 1 0 0 Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам; Письменны http://school�collectio й контроль; n.edu.ru 2.4. Формулы. 2 0 0 Находить значения буквенных выражений при заданных значениях букв; выполнять вычисления по формулам; Тестирован http://school�collectio ие; n.edu.ru 2.5. Преобразование 4 буквенных выражений, раскрытие скобок и 2.6. Свойства степени с 3 натуральным показателем. 1 0 1 0 Выполнять преобразования целого выражения в многочлен при- Письменны http://school�collectio ведением подобных слагаемых, раскрытием скобок; й контроль; n.edu.ru Контрольн ая работа; Находить значения буквенных выражений при заданных значе- Контрольн http://school�collectio ниях букв; выполнять вычисления по формулам; ая работа; n.edu.ru 2.7. Многочлены. 2 0 0 Выполнять преобразования целого выражения в многочлен при- Письменны http://school�collectio ведением подобных слагаемых, раскрытием скобок; й n.edu.ru контроль; Тестирован 2.8. Сложение, вычитание, умножение многочленов. 5 1 0 Выполнять умножение одночлена на многочлен и многочлена на Письменны http://school�collectio многочлен, применять формулы квадрата суммы и квадрата раз- й контроль; n.edu.ru ности; 2.9. Формулы сокращённого умножения. 3 0 0 Осуществлять разложение многочленов на множители путём вы- Тестирован http://school�collectio несения за скобки общего множителя, применения формулы раз- ие; n.edu.ru ности квадратов, формул сокращённого умножения; http://school�collectio n.edu.ru 2.10. Разложение многочленов на множители 5 Итого по разделу 27 1 0 Применять преобразование многочленов для решения различных Контрольн http://school�collectio задач из математики, смежных предметов, из реальной практики; ая работа; n.edu.ru Раздел 3.Уравнения и неравенства. 3.1. Уравнение, правила 2 преобразования уравнения, равносильность уравнений. 3.2. Линейное уравнение 2 с одной переменной, решение линейных уравнений. 0 0 Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя пра- Письменны http://school�collectio вила перехода от исходного уравнения к равносильному ему бо- й контроль; n.edu.ru лее простого вида; 0 0 Решать линейное уравнение с одной переменной, применяя пра- Письменны презентация вила перехода от исходного уравнения к равносильному ему бо- й контроль; лее простого вида; Проверять, является ли конкретное число корнем уравнения; 3.3. Решение задач с по- 5 мощью уравнений. 0 0 Составлять и решать уравнение или систему уравнений по усло- Тестирован презентация вию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом зада- ие; чи полученный результат; 3.4. Линейное уравнение 2 с двумя переменными и его график. 1 0 Подбирать примеры пар чисел, являющихся решением линейного Контрольн видео фрагмент уравнения с двумя переменными; ая работа; 3.5. Система двух ли4 нейных уравнений с двумя переменными. 0 0 Находить решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными; Письменны http://school�collectio й контроль; n.edu.ru 3.6. Решение систем 5 уравнений способом подстановки и способом сложения Итого по разделу: 0 0 Составлять и решать уравнение или систему уравнений по усло- Письменны видео фрагмент вию задачи, интерпретировать в соответствии с контекстом зада- й контроль; чи полученный результат; 20 Раздел 4. Координаты и графики. Функции. 4.1. Координата точки на 1 прямой. 0 1 Изображать на координатной прямой точки, соответствующие Практическ http://school�collectio заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их ая работа; n.edu.ru на алгебраическом языке; 4.2. Числовые промежутки. 2 0 1 Изображать на координатной прямой точки, соответствующие Практическ http://school�collectio заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их ая работа; n.edu.ru на алгебраическом языке; 4.3. Расстояние между 2 двумя точками координатной прямой. 0 0 Изображать на координатной прямой точки, соответствующие Письменны http://school�collectio заданным координатам, лучи отрезки, интервалы; записывать их й контроль; n.edu.ru на алгебраическом языке; 4.4. Прямоугольная си- 2 стема координат на плоскости. 0 0 Отмечать в координатной плоскости точки по заданным коорди- Письменны http://school�collectio натам; строить графики несложных зависимостей, заданных й контроль; n.edu.ru формулами, в том числе с помощью цифровых лабораторий; 4.5. Примеры графиков, 4 заданных формула ми. 0 0 Применять, изучать преимущества, интерпретировать графический способ представления и анализа разнообразной жизненной информации; Устный опрос; http://school�collectio n.edu.ru 4.6. Чтение графиков реальных зависимостей. 2 0 0 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терми- Устный нологией; опрос; 4.7. Понятие функции. 1 0 0 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терми- Тестирован http://school�collectio нологией; ие; n.edu.ru 4.8. График функции. 1 0 0 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терми- Письменны http://school�collectio нологией; й контроль; n.edu.ru 4.9. Свойства функций. 2 0 0 Осваивать понятие функции, овладевать функциональной терми- Письменны http://school�collectio нологией; й контроль; n.edu.ru 4.10. Линейная функция. 2 0 0 Распознавать линейную функцию y = kx + b, описывать её свойства в зависимости от значений коэффициентов k и b; 4.11. Построение графика 2 линейной функции. 0 1 Строить графики линейной функции, функции y = I х I; Практическ http://school�collectio Использовать цифровые ресурсы для построения графиков функ- ая работа; n.edu.ru ций и изучения их свойств; 4.12. График функции y = 3 хII 1 0 Строить графики линейной функции, функции y = I х I; Контрольн http://school�collectio Использовать цифровые ресурсы для построения графиков функ- ая работа; n.edu.ru ций и изучения их свойств; Приводить примеры линейных зависимостей в реальных процессах и явлениях; Итого по разделу: 24 Раздел 5.Повторение и обобщение. http://school�collectio n.edu.ru Письменны http://school�collectio й контроль; n.edu.ru 5.1. Повторение основ- 6 ных понятий и методов курса 7 класса, обобщение знаний Итого по разделу: 1 0 6 Общее количество часов 102 10 по программе 3 Выбирать, применять оценивать способы сравнения чисел, вы- Письменны http://school�collectio числений, преобразований выражений, решения уравнений; й контроль; n.edu.ru Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопро- Контрольн верку результата ая работа; вычислений, преобразований, построений; Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов; Решать текстовые задачи, сравнивать, выбирать способы решения задачи; 8 класс № Наименование разделов и тем проп/п граммы Количество часов Виды деятельности Дата всег контрольн практичес изучени я о ые работы кие работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Раздел 1. Числа и вычисления. Квадратные корни 1.1. Квадратный корень из числа. 1 0 1 01.09.20 Формулировать определение квадратного корня из 25 числа, арифметического квадратного корня; Самооценка РЭШ с использованием«Оценочн ого листа»; 1.2. Понятие об иррациональном числе. 2 0 1 03.09.20 Применять операцию извлечения квадратного корня Устный 25 из числа, используя при необходимости калькулятор; опрос; 05.09.20 25 1.3. Десятичные приближения иррациональных чисел. 1 0 1 08.09.20 Оценивать квадратные корни целыми числами и де25 сятичными дробями; 1.4. Действительные числа. 1 0 1 10.09.20 Сравнивать и упорядочивать рациональные и ирра- Практическа РЭШ 25 циональные числа, записанные с помощью квадрат- я работа; ных корней; 1.5. Сравнение действительных чисел. 2 0 1 1.6. Арифметический квадратный корень. 2 0 1 12.09.20 25 15.09.20 25 17.09.20 25 19.09.20 25 РЭШ Письменный РЭШ контроль; Сравнивать и упорядочивать рациональные и ирра- Практическа УЧИ.РУ циональные числа, записанные с помощью квадрат- я работа; ных корней; Применять операцию извлечения квадратного корня Практическа УЧИ.РУ из числа, используя при необходимости калькулятор; я работа; 1.7. Уравнение вида x2= a. 2 0 1 22.09.20 Исследовать уравнение x2 = a, находить точные и 25 приближённые корни при a > 0; 24.09.20 25 1.8. Свойства арифметических квадратных 2 корней. 0 1 26.09.20 Исследовать свойства квадратных корней, проводя Практическа УЧИ.РУ 25 числовые эксперименты с использованием калькуля- я работа; 29.09.20 тора (компьютера); 25 1.9. Преобразование числовых выражений, 2 со держащих квадратные корни 1 1 01.10.20 Вычислять значения выражений, содержащих квад- Практическа РЭШ, 25 Skysmart ратные корни, используя при необходимости кальку- я работа; 03.10.20 лятор; Класс 25 Итого по разделу Письменный УЧИ.РУ контроль; 15 Раздел 2. Числа и вычисления. Степень с целым показателем 2.1. Степень с целым показателем. 2 0 1 06.10.20 Формулировать определение степени с целым пока25 зателем; 08.10.20 25 2.2. Стандартная запись числа. 2 0 1 2.3. Размеры объектов окружающего мира 1 (от элементарных частиц до космических объектов), длительность процессов в 2.4. Свойства степени с целым показате- 2 лем 0 1 10.10.20 25 13.10.20 25 15.10.20 25 1 0 Итого по разделу 7 Раздел 3. Алгебраические выражения. Квадратный трёхчлен Тестировани РЭШ е; Представлять запись больших и малых чисел в стан- Практическа РЭШ дартном виде; я работа; Использовать запись чисел в стандартном виде для Тестировани УЧИ.РУ, Skysmart выражения размеров объектов, длительности процес- е; Класс сов в окружающем мире; 17.10.20 Применять свойства степени для преобразования вы- Контрольная УЧИ.РУ 25 ражений, содержащих степени с целым показателем; работа; 20.10.20 25 3.1. Квадратный трёхчлен. 2 0 1 3.2. Разложение квадратного трёхчлена на 3 множители 0 1 Итого по разделу 22.10.20 25 24.10.20 25 27.10.20 25 31.10.20 25 Распознавать квадратный трёхчлен, устанавливать возможность его разложения на множители; Практическа РЭШ я работа; Раскладывать на множители квадратный трёхчлен с неотрицательным дискриминантом; Тестировани РЭШ, Skysmart е; Класс 5 Раздел 4.Алгебраические выражения. Алгебраическая дробь 4.1. Алгебраическая дробь. 1 0 0 4.2. Допустимые значения переменных, входящих в алгебраические выражения. 1 0 1 4.3. Основное свойство алгебраической дроби. 3 0 1 14.11.20 Формулировать основное свойство алгебраической 25 дроби и применять его для преобразования дробей; 19.11.20 25 Практическа РЭШ, Skysmart я работа; Класс 4.4. Сокращение дробей. 3 0 1 24.11.20 Формулировать основное свойство алгебраической 25 дроби и применять его для преобразования дробей; 28.11.20 25 Практическа УЧИ.РУ я работа; 4.5. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. 3 0 1 01.12.20 Выполнять действия с алгебраическими дробями; 25 05.12.20 25 Практическа РЭШ я работа; 4.6. Преобразование выражений, содержащих алгебраические дроби. 4 1 0 08.12.20 Применять преобразования выражений для решения Контрольная РЭШ, 25 Skysmart задач; работа; 15.12.20 Класс 25 Итого по разделу 15 Раздел 5.Уравнения и неравенства. Квадратные уравнения 10.11.20 Записывать алгебраические выражения; Диктант; 25 12.11.20 Находить область определения рационального выра- Устный 25 жения; опрос; РЭШ УЧИ.РУ 5.1. Квадратное уравнение. 1 0 0 17.12.20 Распознавать квадратные уравнения; 25 Устный опрос; 5.2. Неполное квадратное уравнение. 2 0 1 19.12.20 Проводить простейшие исследования квадратных 25 уравнений; 22.12.20 25 Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Skysmart Класс 5.3. Формула корней квадратного уравнения. 3 0 1 24.12.20 Наблюдать и анализировать связь между корнями и 25 коэффициентами квадратного уравнения; 29.12.20 25 Тестировани УЧИ.РУ, е; РЭШ, Skysmart Класс 5.4. Теорема Виета. 2 0 1 12.01.20 Формулировать теорему Виета, а также обратную 26 теорему, применять эти теорем для решения задач; 14.01.20 26 Практическа РЭШ я работа; 5.5. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. 3 0 1 16.01.20 Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с по26 мощью преобразований и заменой переменной; 21.01.20 26 Письменный УЧИ.РУ, контроль; РЭШ, Skysmart Класс 5.6. Простейшие дробно-рациональные уравнения. 1 0 0 23.01.20 Решать уравнения, сводящиеся к квадратным, с по26 мощью преобразований и заменой переменной; 5.7. Решение текстовых задач с помощью 3 квадратных уравнений 1 0 Итого по разделу: 15 РЭШ Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Skysmart Класс 26.01.20 Решать текстовые задачи алгебраическим способом: Контрольная УЧИ.РУ, 26 переходить от словесной формулировки условия за- работа; РЭШ, 30.01.20 дачи к алгебраической модели путём составления Skysmart Класс 26 уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат; Раздел 6. Уравнения и неравенства. Системы уравнений 6.1. Линейное уравнение с двумя пере3 менными, его график, примеры решения уравнений в целых числах. 0 1 6.2. Решение систем двух линейных урав- 2 нений с двумя переменными. 0 1 6.3. Примеры решения систем нелинейных 4 уравнений с двумя переменными. 0 1 6.4. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными. 1 0 0 23.02.20 Решать системы двух линейных уравнений с двумя Практическа УЧИ.РУ, 26 переменными подстановкой и сложением; я работа; РЭШ, Решать простейшие системы, в которых одно из Skysmart Класс уравнений не является линейным; Приводить графическую интерпретацию решения уравнения с двумя переменными и систем уравнений с двумя переменными; 6.5. Решение текстовых задач с помощью 3 систем уравнений 1 0 25.02.20 Решать текстовые задачи алгебраическим способом; Контрольная УЧИ.РУ, 26 работа; РЭШ, 02.03.20 Skysmart 26 Класс 0 1 04.03.20 Формулировать свойства числовых неравенств, ил26 люстрировать их на координатной прямой, доказы06.03.20 вать алгебраически; 26 Итого по разделу: Распознавать линейные уравнения с двумя переменными; Строить графики линейных уравнений, в том числе используя цифровые ресурсы; 09.02.20 Распознавать линейные уравнения с двумя перемен26 ными; 11.02.20 Строить графики линейных уравнений, в том числе 26 используя цифровые ресурсы; Различать параллельные и пересекающиеся прямые 13.02.20 Решать простейшие системы, в которых одно из 26 уравнений не является линейным; 20.02.20 26 02.02.20 26 06.02.20 26 Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Skysmart Класс Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Skysmart Класс Письменный УЧИ.РУ, контроль; РЭШ, Skysmart Класс 13 Раздел 7.Уравнения и неравенства. Неравенства 7.1. Числовые неравенства и их свойства. 2 Устный опрос; РЭШ 7.2. Неравенство с одной переменной. 3 0 1 09.03.20 26 13.03.20 26 Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; Применять свойства неравенств в ходе решения задач; Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Тестировани Skysmart Класс е; 7.3. Линейные неравенства с одной переменной и их решение. 3 0 1 16.03.20 26 20.03.20 26 Применять свойства неравенств в ходе решения задач; Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Тестировани Skysmart е; Диктант; Класс 7.4. Системы линейных неравенств с одной переменной и их решение. 2 0 1 30.03.20 26 03.04.20 26 Применять свойства неравенств в ходе решения задач; Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Тестировани Skysmart Класс е; 7.5. Изображение решения линейного не- 2 равенства и их систем на числовой прямой 1 0 06.04.20 26 08.04.20 26 Применять свойства неравенств в ходе решения задач; Решать линейные неравенства с одной переменной, изображать решение неравенства на числовой прямой; Решать системы линейных неравенств, изображать решение системы неравенств на числовой прямой; Контрольная РЭШ работа; Итого по разделу: Раздел 8.Функции. Основные понятия 12 8.1. Понятие функции. 1 0 0 10.04.20 Использовать функциональную терминологию и Устный 26 символику; опрос; Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функции; Строить по точкам графики функций; РЭШ 8.2. Область определения и множество значений функции. 1 0 1 13.04.20 Вычислять значения функций, заданных формулами Практическа УЧИ.РУ, 26 (при необходимости использовать калькулятор); со- я работа; РЭШ, ставлять таблицы значений функции; Строить по Skysmart Класс точкам графики функций; Описывать свойства функции на основе её графического представления; Использовать функциональную терминологию и символику; 8.3. Способы задания функций. 1 0 0 15.04.20 Описывать свойства функции на основе её графиче26 ского представления; Использовать функциональную терминологию и символику; Исследовать примеры графиков, отражающих реальные процессы и явления; 8.4. График функции. 1 0 0 17.04.20 Исследовать примеры графиков, отражающих реаль- Практическа УЧИ.РУ, 26 ные процессы и явления; я работа; РЭШ, Skysmart Класс 8.5. Свойства функции, их отображение на 1 графике 0 1 20.04.20 Описывать свойства функции на основе её графиче26 ского представления; Использовать функциональную терминологию и символику; Исследовать примеры графиков, отражающих реальные процессы и явления; Приводить примеры процессов и явлений с заданными свойствами; Использовать компьютерные программы для построения графиков функций и изучения их свойств; Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Тестировани Skysmart Класс е; Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Тестировани Skysmart е; Диктант; Класс Итого по разделу: 5 Раздел 9.Функции. Числовые функции 9.1. Чтение и построение графиков функ- 2 ций. 0 0 22.04.20 Находить с помощью графика функции значение од26 ной из рассматриваемых величин по значению дру24.04.20 гой; 26 9.2. Примеры графиков функций, отража- 2 ющих реальные процессы. 0 1 27.04.20 26 29.04.20 26 9.3. Функции, описывающие прямую и 1 обратную пропорциональные зависимости, их графики. 0 0 04.05.20 Распознавать виды изучаемых функций; 26 Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Skysmart Класс 9.4. Гипербола. 1 0 0 06.05.20 Описывать характер изменения одной величины в 26 зависимости от изменения другой; Распознавать виды изучаемых функций; Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Skysmart Класс 9.5. График функции y = x2. 1 0 0 08.05.20 Распознавать виды изучаемых функций; Практическа УЧИ.РУ, 26 Показывать схематически положение на координат- я работа; РЭШ, ной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = Skysmart Класс x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; Использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений и систем уравнений; В несложных случаях выражать формулой зависимость между величинами; Описывать характер изменения одной величины в зависимости от изменения другой; Распознавать виды изучаемых функций; Практическа УЧИ.РУ, я работа; РЭШ, Тестировани Skysmart Класс е; Тестировани УЧИ.РУ, е; РЭШ, Skysmart Класс 9.6. Функции y = xІ, y = xі, у=√х, y= х ; графическое решение уравнений и систем уравнений 2 Итого по разделу: 9 1 0 11.05.20 Распознавать виды изучаемых функций; Контрольная УЧИ.РУ, 26 Показывать схематически положение на координат- работа; РЭШ, ной плоскости графиков функций вида: y= x2, y = Skysmart Класс x3,y=корень квадратный из x, y = I х I; Использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений и систем уравнений; Применять цифровые ресурсы для построения графиков функций; 1 1 13.05.20 26 25.05.20 26 Раздел 10. Повторение и обобщение 10.1. Повторение основных понятий и ме- 6 тодов курсов 7 и 8 классов, обобщение знаний. Итого по разделу: 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРО- 102 8 33 Выбирать, применять, оценивать способы сравнения чисел, вычислений, преобразований выражений, решения уравнений; Осуществлять самоконтроль выполняемых действий и самопроверку результата вычислений, преобразований, построений; Решать задачи из реальной жизни, применять математические знания для решения задач из других предметов; Решать текстовые задачи, сравнивать, выбирать способы решения задачи; Практическая работа; Тестирование; Диктант; Самооценка с использованием«Оценочн ого листа»; УЧИ.РУ, РЭШ, Skysmart Класс 9 класс Виды деятельности № Наименование разделов и тем программы Количество часов Дата п/п всег контрольн практичес изучен ия о ые работы кие работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Раздел 1. Числа и вычисления. Действительные числа 1.1. Рациональные числа, иррациональные числа, 1 конечные и бесконечные десятичные дроби. 0 0 Развивать представления о числах: от множе- Письменный Единая колства натуральных чисел до множества действи- контроль; лекция цифтельных чисел; ровых образовательных ресурсов, РЭШ 1.2. Множество действительных чисел; действи- 1 тельные числа как бесконечные десятичные дроби. 0 0 Ознакомиться с возможностью представления действительного числа как бесконечной десятичной дроби, применять десятичные приближения рациональных и иррациональных чисел; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательных ресурсов, РЭШ 1.3. Взаимно однозначное соответствие между 1 множеством действительных чисел и множеством точек координатной прямой. 0 1 Изображать действительные числа точками ко- Практическа Единая колординатной прямой; я работа; лекция цифровых образовательных ресурсов, РЭШ 1.4. Сравнение действительных чисел, арифмети- 2 ческие действия с действительными числами. 0 0 Записывать, сравнивать и упорядочивать действительные числа; Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с рациональными числами; находить значения степеней с целыми показателями и корней; вычислять значения числовых выражений; 1.5. Приближённое значение величины, точность 1 приближения. 0 0 1.6. Округление чисел. 0 0 Ознакомиться с возможностью представления Письменный Единая колдействительного числа как бесконечной деся- контроль; лекция цифтичной дроби, применять десятичные приблировых жения рациональных и иррациональных чисел; образовательных ресурсов, РЭШ Округлять действительные числа, выполнять Тестировани Единая колприкидку результата вычислений, оценку зна- е; лекция цифчений числовых выражений; ровых образовательных ресурсов, РЭШ 1 Письменный Единая колконтроль; лекция цифТестировани ровых е; образовательных ресурсов, РЭШ 1.7. Прикидка и оценка результатов вычислений. 2 Итого по разделу 1 0 Анализировать и делать выводы о точности Контрольная Единая колприближения действительного числа при реше- работа; лекция цифнии задач; ровых Округлять действительные числа, выполнять образовательприкидку результата вычислений, оценку знаных ресурсов, чений числовых выражений; РЭШ 9 Раздел 2.Уравнения и неравенства. Уравнения с одной переменной. 1 0 0 Осваивать, запоминать и применять графические методы при решении уравнений, неравенств и их систем; Знакомиться с историей развития математики; Письменный Единая колконтроль; лекция цифровых образовательных ресурсов, РЭШ 2.2. Решение уравнений, сводящихся к линейным. 1 0 0 Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения; Устный Единая колопрос; лекция цифТестировани ровых е; образовательных ресурсов, РЭШ 2.3. Квадратное уравнение. 0 0 Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения; Письменный Единая колконтроль; лекция цифровых образовательных ресурсов, РЭШ 2.1. Линейное уравнение. 1 2.4. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. 2 0 1 Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения; 2.5. Биквадратные уравнения. 2 0 0 Осваивать, запоминать и применять графические методы при решении уравнений, неравенств и их систем; Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения; 2.6. Примеры решения уравнений третьей и чет- 2 вёртой степеней разложением на множители. 0 0 Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения; Письменный Единая колконтроль; лекция цифровых образовательных ресурсов, РЭШ 2.7. Решение дробно-рациональных уравнений. 0 0 Распознавать целые и дробные уравнения; Решать линейные и квадратные уравнения, уравнения, сводящиеся к ним, простейшие дробно-рациональные уравнения; Письменный Единая колконтроль; лекция цифЗачет; ровых образовательных ресурсов, РЭШ 2 Практиче- Единая колская работа; лекция цифСамооценка ровых с образовательиспользова- ных ресурсов, ниРЭШ ем«Оценочн ого листа»; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательных ресурсов, РЭШ 2.8. Решение текстовых задач алгебраическим методом. 3 1 0 Предлагать возможные способы решения тек- Контрольная Единая колстовых задач, обсуждать их и решать текстовые работа; лекция цифзадачи разными способами; ровых образовательных ресурсов, РЭШ Итого по разделу 14 3.1. Линейное уравнение с двумя переменными и 2 его график. 0 0 Осваивать и применять приёмы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными и системы двух уравнений, в которых одно уравнение не является линейным; Знакомиться с историей развития математики; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательных ресурсов, РЭШ 3.2. Система двух линейных уравнений с двумя переменными и её решение. 2 0 0 Осваивать и применять приёмы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными и системы двух уравнений, в которых одно уравнение не является линейным; Письменный Единая колконтроль; лекция цифТестировани ровых е; образовательных ресурсов, РЭШ 3.3. Решение систем двух уравнений, одно из ко- 3 торых линейное, а другое — второй степени. 0 1 Осваивать и применять приёмы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными и системы двух уравнений, в которых одно уравнение не является линейным; Использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений и систем; Практическая работа; Диктант; Самооценка с использованием«Оценочн ого листа»; Раздел 3. Уравнения и неравества. Системы уровнений Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, РЭШ 3.4. Графическая интерпретация системы уравне- 3 ний с двумя переменными. 0 0 Использовать функционально-графические представления для решения и исследования уравнений и систем; Письменный Единая колконтроль; лекция цифПрактиче- ровых ская работа; образовательТестирова- ных ресурсов, ние; РЭШ 3.5. Решение текстовых задач алгебраическим способом. 4 1 0 Анализировать тексты задач, решать их алгеб- Контрольная Единая колраическим способом: переходить от словесной работа; лекция цифформулировки условия задачи к алгебраичеровых ской модели путём составления системы уравобразовательнений; решать состав ленную систему уравненых ресурсов, ний; РЭШ интерпретировать результат; Итого по разделу 14 0 0 Читать, записывать, понимать, интерпретиро- Устный Единая колвать неравенства; использовать символику и опрос; лекция цифтерминологию; Письменный ровых Выполнять преобразования неравенств, исполь- контроль; образовательзовать для преобразования свойства числовых ных ресурсов, неравенств; РЭШ Раздел 4. Уравнения и неравенства. Неравенства 4.1. Числовые неравенства и их свойства. 2 4.2. Линейные неравенства с одной переменной и 2 их решение. 0 0 Читать, записывать, понимать, интерпретиро- Письменный Единая колвать неравенства; использовать символику и контроль; лекция цифтерминологию; Тестировани ровых Выполнять преобразования неравенств, исполь- е; образовательзовать для преобразования свойства числовых ных ресурсов, неравенств; РЭШ 4.3. Системы линейных неравенств с одной пере- 3 менной и их решение. 0 0 Решать линейные неравенства, системы линейных неравенств, системы неравенств, включающих квадратное неравенство, и решать их; обсуждать полученные решения; Письменный Единая колконтроль; лекция цифТестирова- ровых ние; образовательСамооценка ных ресурсов, с использо- РЭШ ванием«Оценочн ого листа»; 4.4. Квадратные неравенства и их решение. 4 0 0 Распознавать линейные и квадратные неравенства; Решать линейные неравенства, системы линейных неравенств, системы неравенств, включающих квадратное неравенство, и решать их; обсуждать полученные решения; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательТестирова- ных ресурсов, ние; ДикРЭШ тант; 4.5. Графическая интерпретация неравенств и си- 5 стем неравенств с двумя переменными 1 1 Решать квадратные неравенства, используя графические представления; Осваивать и применять неравенства при решении различных задач, в том числе практикоориентированных; Письменный Единая колконтроль; лекция цифКонтрольная ровых работа; образовательПрактиче- ных ресурсов, ская работа; РЭШ Итого по разделу: Раздел 5. Функции 16 5.1. Квадратичная функция, её график и свойства. 2 0 0 Распознавать квадратичную функцию по формуле; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательных ресурсов, РЭШ 5.2. Парабола, координаты вершины параболы, ось симметрии параболы. 3 0 1 Распознавать виды изучаемых функций; иллюстрировать схематически, объяснять расположение на координатной плоскости графиков функций вида: y = kx, y = kx + b, y = k , y =ax2, y = ax3, x y =x, y = I х I в зависимости от значений коэффициентов; описывать их свойства; Распознавать квадратичную функцию по формуле; Приводить примеры квадратичных зависимостей из реальной жизни, физики, геометрии; Письменный Единая колконтроль; лекция цифТестирова- ровых ние; образовательСамооценка ных ресурсов, с РЭШ использованием«Оценочн ого листа»; 5.3. Степенные функции с натуральными показа- 5 телями 2 и 3, их графики и свойства. 0 0 Строить и изображать схематически графики квадратичных функций, заданных формулами вида ax2, y = ax2 + q, y = a(x + p)2, y = ax2 + bx + c; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательПрактиче- ных ресурсов, ская работа; РЭШ Тестирование; 5.4. Графики функций: y = kx, y k/ , y = axІ, y 6 1 1 Распознавать виды изучаемых функций; иллюстрировать схематически, объяснять расположение на координатной плоскости графиков функций вида: y = kx, y = kx + b, y = k , y =ax2, y = ax3, x y =x, y = I х I в зависимости от значений коэффициентов; описывать их свойства; Анализировать и применять свойства изученных функций для их построения, в том числе с помощью цифровых ресурсов; 0 0 Осваивать и применять индексные обозначе- Письменный Единая колния, строить речевые высказывания с использо- контроль; лекция цифванием терминологии, связанной с понятием ровых последовательности; образовательных ресурсов, РЭШ y =√х, y= хII Итого по разделу: Письменный Единая колконтроль; лекция цифКонтрольная ровых работа; образовательПрактиче- ных ресурсов, ская РЭШ работа; Тестирование; Самооценка с использованием«Оценочн ого 16 Раздел 6.Числовые последовательности 6.1. Понятие числовой последовательности. 1 6.2. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. 1 0 0 Анализировать формулу n-го члена последова- Письменный Единая колтельности или рекуррентную формулу и выконтроль; лекция цифчислять члены последовательностей, заданных ровых этими формулами; образовательных ресурсов, РЭШ 6.3. Арифметическая и геометрическая прогрессии. 2 0 0 Устанавливать закономерность в построении последовательности, если выписаны первые несколько её членов; Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательных ресурсов, РЭШ 6.4. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. 4 0 0 Анализировать формулу n-го члена последовательности или рекуррентную формулу и вычислять члены последовательностей, заданных этими формулами; Решать задачи с использованием формул n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов; Устный Единая колопрос; лекция цифПисьменный ровых контроль; образовательПрактиче- ных ресурсов, ская работа; РЭШ Самооценка с использованием«Оценочн ого листа»; 6.5. Изображение членов арифметической и гео- 3 метрической прогрессий точками на координатной плоскости. 0 1 Изображать члены последовательности точками на координатной плоскости; Практическа Единая коля работа; лекция цифровых 6.6. Линейный и экспоненциальный рост. 2 0 0 Рассматривать примеры процессов и явлений из Письменный Единая колреальной жизни, иллюстрирующие изменение в контроль; лекция цифарифметической прогрессии, в геометрической Тестировани ровых прогрессии; изображать соответствующие е; образовательзависимости графически; ных ресурсов, РЭШ 6.7. Сложные проценты. 2 1 0 Решать задачи на сложные проценты, в том числе задачи из реальной практики (с использованием калькулятора); Итого по разделу: 15 Раздел 7.Повторение, обобщение, систематизация знаний Контрольная Единая колработа; лекция цифровых 7.1. Числа и вычисления (запись, сравнение, дей- 6 ствия с действительными числами, числовая прямая; проценты, отношения, пропорции; округление, приближение, оценка; решение текстовых задач арифметическим способом) 0 0 Оперировать понятиями: множество, подмно- Устный Единая колжество, операции над множествами; использо- опрос; лекция цифвать графическое представление множеств для Письменный ровых описания реальных процессов и явлений, при контроль; образовательрешении задач из других учебных предметов; Зачет; ных ресурсов, Актуализировать терминологию и основные Практиче- РЭШ действия, связанные с числами: натуральное число, простое и составное числа, делимость ская работа; натуральных чисел, признаки делимости, целое Тестировачисло, модуль числа, обыкновенная и десятич- ние; ная дроби, стандартный вид числа, арифмети- Диктант; ческий квадратный корень; Самооценка Выполнять действия, сравнивать и упорядочивать числа, представлять числа на координат- с использоной прямой, округлять числа; выполнять при- ванием«Оценочн кидку и оценку результата вычислений; Решать текстовые задачи арифметическим спо- ого листа»; собом; Решать практические задачи, содержащие проценты, доли, части, выражающие зависимости: скорость — время — расстояние, цена — количество — стоимость, объём работы — время — производительность труда; 7.2. Алгебраические выражения (преобразование 6 алгебраических выражений, допустимые значения) 0 0 Оперировать понятиями: множество, подмножество, операции над множествами; использовать графическое представление множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов; Актуализировать терминологию и основные действия, связанные с числами: натуральное число, простое и составное числа, делимость натуральных чисел, признаки делимости, целое число, модуль числа, обыкновенная и десятичная дроби, стандартный вид числа, арифметический квадратный корень; Выполнять действия, сравнивать и упорядочивать числа, представлять числа на координатной прямой, округлять числа; выполнять прикидку и оценку результата вычислений; Письменный Единая колконтроль; лекция цифЗачет; ровых Тестирова- образовательние; Дикных ресурсов, тант; РЭШ 7.3. Функции (построение, свойства изученных 6 функций; графическое решение уравнений и их систем) 1 0 Итого по разделу: 18 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРО- 102 7 7 Оперировать понятиями: функция, график функции, нули функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания, убывания, наибольшее и наименьшее значения функции; Анализировать, сравнивать, обсуждать свойства функций, строить их графики; Оперировать понятиями: прямая пропорциональность, обратная пропорциональность, линейная функция, квадратичная функция, парабола, гипербола; Использовать графики для определения свойств, процессов и зависимостей, для решения задач из других учебных предметов и реальной жизни; моделировать с помощью графиков реальные процессы и явления; Письменный Единая колконтроль; лекция цифКонтрольная ровых работа; образовательТестирова- ных ресурсов, ние; РЭШ Диктант; Самооценка с использованием«Оценочн ого листа»;