1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наблюдения и эксперименты селекции» относится к агрономическо-селекционой направленности. Данная программа ориентирована на развитие профессиональной компетенции по механизации работ в селекции и семеноводстве, формирование у студентов навыков по настройке и использованию основных сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении сельскохозяйственных процессов в селекции и семеноводстве. Программа «Наблюдения и эксперименты селекции» становится тем образовательным пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений в агрономии — восполнение семенного потенциала страны. Обучающиеся приобретают навыки по настройке и использованию основных сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении сельскохозяйственных процессов в селекции и семеноводстве. Актуальность программы. В настоящее время сельское хозяйство испытывает серьезную нехватку семенного материала отечественного производства. В этой связи, является целесообразным выход селекционно-семеноводческой отрасли на новый уровень с применением современных средств механизации способных не только повысить производительность выполняемых работ, но и обеспечить высокое их качество. Данная программа охватывает широкий спектр знаний вопросов механизации сельскохозяйственного производства. Фундаментом данной программы является практическая деятельность обучающихся с учетом региональных почвенно-климатических особенностей. Знания, полученные обучающимися в ходе реализации программы помогут студентам овладеть навыками комплектования и настройки основный видов сельскохозяйственных машин селекционно-семеноводческого направления. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа опирается на принципы: принцип регенерации: восстановление, сохранение и улучшение продовольственного сектора страны; принцип информатизации: использование современных информационных средств; принцип регионализации: механизация селекционно-семеноводческой отрасли должна быть приближена к местным почвенно-климатическим условиям региона. Педагогическая целесообразность – заключается в том, что в процессе ее реализации обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и практическим опытом, которые направлены на разрешение вопросов механизации селеционно-семеноводческой отрасли. 1.2. Цель и задачи программы Цель реализации программы: формирование у студентов навыков по настройке и использованию основных сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении сельскохозяйственных процессов в селекции и семеноводстве. Задачи программы: обучающие: – сформировать основные понятия в области механизации селекции и семеноводства; – сформировать и расширить знания вопросов механизации селекции и семеноводства; развивающие: – развивать исследовательский интерес к изучению совершенствования средств механизации селекционных и семеноводческих процессов; – обеспечить развитие пространственного мышления, эмоционально ценностных отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей; – стимулировать познавательный интерес и развивать коммуникативные навыки; Новизна и отличительные особенности программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Наблюдения и эксперименты селекции» имеет комплексное, взаимосвязанное изучение вопросов общей механизации сельскохозяйственных работ и механизации селекции и семеноводства. Содержание программы обеспечивает овладение системными знаниями в вопросах использования и навыками настройки селекционных машин и орудий. Категория обучающихся: Дополнительная общеобразовательная программа «Наблюдения и эксперименты селекции» предназначена для обучающихся 10-15 лет и построена с учетом их возрастных особенностей. Условия набора обучающихся: принимаются все желающие. Наполняемость в группах составляет: от 12 до 15 человек. Сроки реализации программы: программа рассчитана на один семестр обучения, занятия проходят по два часа, между 45 минутными занятиями -10 минутный перерыв. Общий объем составляет 180 часов. Формы и режим занятий: занятия в кружке проводятся в индивидуальной, групповой и коллективной форме. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе. 1.3. Планируемые результаты Предметные результаты: знание основных понятий в вопросах механизации селекции и семеноводства; знание устройства тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, их агрегатирование и технологические регулировки; знание о сельскохозяйственном производстве местной территории; способность искать нужные источники информации и данные, воспринимать, анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств; умение составлять наиболее эффективные почвообрабатывающие и посевные агрегаты для различных агроландшафтов; владение методами подбора средств механизации селекционных и семеноводческих работ. 1.4. Содержание программы: Учебный план дополнительной общеобразовательной программы №п\п Наименование раздела. Тема занятий 1. Введение 2 Модуль1. «История растениеводства» Возникновение растениеводства, история развития селекции Н.И. Вавилов 3 Количество часов итого теория 4 практика 4 8 2 2 25 4 2 2 4 4. 5 6 7 8. 9 10 11 12 13 14. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 29 30 31 32 32 33 34 35 36 37 Учение о центрах происхождения культурных растений Современные методы и достижения в селекции Организация селекции и семеноводства как отрасли Исходный материал для селекции Модуль 2. «Экология Растений» Основы экологии растений Абиотические факторы Биотические факторы Искусственные биоценозы Агротехнология Модуль 3. «Культурные и бобовые культуры» Зерновые и бобовые культуры Овощные и бахчевые культуры Масличные культуры Плодовые культуры Технические и лекарственные культуры Декоративные культуры Комнатные культуры Модуль 4. Лабораторный практикум по основным этапам выращивания растений Основы селекции Агротехнология Методы отбора в селекции растений . Уход за растениями на примере комнатных Анатомия и физиология растений Основные жизненные формы растений Разведение и значение комнатных растений Пересадка растений Питание растений и их подкормка Приёмы ухода за комнатными растениями Вегетативное размножение растений Создание Школьного огорода Выращивание растений на опытном участке 2 2 4 4 2 6 1 3 4 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 3 22 4 4 4 4 6 24 2 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 1 1 4 4 4 4 4 2 2 58 1 2 1 1 1 2 2 3 2 4 3 4 1 1 2 2 1 2 3 2 4 1 1 1 4 4 4 5 5 5 1 1 1 2 3 3 3 4 4 Почвообработка и внесение удобрений Почвообрабатывающие орудия и машины для селекционных и семеноводческих работ 1 3 4 1 2 3 Вредители и заболевания комнатных и сельскохозяйственных культур Послеуборочная обработка земли Модуль 5. Основы предпринимательской 1 2 3 1 3 4 12 38 39 41 42 43 44 45 46 47 48 деятельности в растениеводстве Виды и формы предпринимательской деятельности Молодёжное агропредпринимательство Экономическое планирование растениеводческой деятельности Партнерские связи в предпринимательской деятельности Модуль 6. Современные технологии в лабораториях и растениеводстве. От школьного огорода к растениям будущего Современные эффективные технологии, не затрагивающие ДНК растений Эпигенетика Технологии модифицирующие ДНК растений Современные методы выращивания культур Обзор цифровых технологий для агропромышленного комплекса Экскурсия на селекционную станцию г. Екатеринбург 1 1 2 1 1 1 3 2 4 1 3 4 19 2 2 4 1 2 1 2 2 4 2 3 5 1 3 4 1 13 Организационно-педагогические условия 1) Календарный учебный график Год обучения Дата начала обучения Дата окончания обучения Количество учебных недель Количество учебных дней Количество учебных часов Режим занятий 1 год 1.09 31.05 36 108 180 2 занятия по 2 часа в неделю 1 занятие по 1 часу в неделю Недель в I полугодии: 17 Недель во II полугодии: 19 Каникулы: 1 июня – 31 августа Выходные дни: 31 декабря – 8 января 4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы занятий, которые помогают сформировать у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях: 1. Пакет технологических карт по темам; 2. Комплект гербария; 3. Фильмы по ландшафтному дизайну, архитектуре, флористике, свитфлористики; 2) Условия реализации программы Материальное - техническое обеспечение № п/п Наименование Количество 1. Учебный кабинет 1 2. Учительский стол 1 3. Учительский стул 1 4. Ученический стол 8 5. Ученический стул 15 6. Доска школьная 1 7. Информационный стенд 1 Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся № п/п Наименование Количество 1. Ноутбук 1 шт. 2. Мультимедиапроектор 1 шт. 3. Акустическая система 1 шт. Учебно-практическое оборудование и инструменты № п/п 1. 4. Наименование Количество Пакет технологических карт по темам 8 шт. Комплект гербария 8 шт. Кадровое обеспечение Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное или высшее образование в области, соответствующей профилю программы без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению программы. Методическое обеспечение Программа разработана с учётом трёх основных компонентов деятельности: - гуманизация педагогического процесса; - индивидуализация и дифференцированный подход; - демократизация. Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать возможность каждому обучающемуся, раскрыть свои организаторские и творческие способности, реализоваться в разнообразной деятельности, самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от общения. При работе с подростками, образовательный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения: - игровые методы; - наглядно-словесные методы; - методы диагностики; - метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная работа; - приемы актуализации субъективного опыта обучающихся. С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей используются разнообразные формы поведения занятий. - занятие-экскурсия - занятие-путешествие - занятие-исследование - занятие лекция - занятие – игра Деятельность и технологии: - популяризация трудовой деятельности и ответственности в образовательном учреждении; - выявление территорий на которых могут быть в последующем применены полученные знания; - обеспечение информации, знаниями и инструментами, где и как они могут приложить свои знания; - деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию достижений и успехов юных садоводов-дизайнеров; - создание возможностей для осуществления на практике разработки, управления и реализации дизайнерских проектов, мероприятий, акций; - организация конкурсов проектов и др. Методы обучения: - Словесные методы (источником знания является устное или печатное слово). Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой. - Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей деятельности и включает в себя запланированное и ситуационное обучение. Формы аттестации и оценочные материалы Метапредметные результаты Личностные результаты Планируемые результаты по Критерии оценивания ДООП старательность, настойчивость, трудолюбие, целеустремленность интерес к хореографическому искусству потребность в систематических физических нагрузках самооценка деятельности на занятиях Виды контроля/ Диагностический промежуточной инструментарий аттестации (формы, методы, диагностики) Педагогическое Мониторинг наблюдение личностного развития степень выраженности интереса к занятиям способность выдерживать учебные нагрузки, побуждать себя к практическим действиям, контролировать поступки на уровень развития Педагогическое познавательной наблюдение и активности, самостоятельности настрой позитивную деятельность бесконфликтное доброжелательное общение умение слушать и слышать педагога и четко выполнять его инструкции произвольность деятельности, способность сотрудничеству к Мониторинг метапредметных результатов Предметные результаты Предметные результаты умение критически Уровень развития оценивать результат контроля и самоконтроля своей деятельности Теоретическая подготовка: - представление об основных положениях ландшафтного дизайна; владение терминологией. Практическая подготовка: - уметь применять полученные знания на практике; оформление пришкольного участка. соответствие Собеседование теоретических знаний программным требованиям; осмысленность и свобода использования специальной терминологии качество выполнения Показ, практического задания; выступление аккуратность и ответственность при работе; − свобода владения специальным оборудованием и оснащением Мониторинг результатов обучения по ДОП Критерии оценки практических умений Воспитательная деятельность 1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей. Задачами воспитания по программе являются: - формировать активную гражданскую позицию, положительное отношение молодежи к эстетике и трудовой деятельности; - воспитывать бережное отношение и любовь к природе; - формировать навыки выполнения проектных работ на любых садовых участках; - формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья. 2. Формы и методы воспитания. Процесс воспитания основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в школе; ориентир на создание психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции. Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Методы воспитания: - Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример. - Метод организации деятельности: приучение, требование, создание воспитательных ситуаций. - Метод стимулирования: поощрение, наказание, соревнование. 3. Условия воспитания, анализ результатов. Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в образовательной организации в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на этих площадках. Результаты воспитательной деятельности выявляются в процессе проведения самоанализа. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирован ия своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год). Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем. Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью — используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных данных. 4. Календарный план воспитательной работы. № п/п Название события, мероприятия 1. Green Team. 2. Экологический форум 3. Международный женский день 4. День победы Сроки Конкурс Форма проведения Практический результат и информационный продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели события февраль Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты апрель Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Акция март Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты Акция Май Фотоматериалы, видеоматериалы, информационные посты