1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наблюдения и
эксперименты селекции» относится к агрономическо-селекционой направленности. Данная
программа ориентирована на развитие профессиональной компетенции по механизации работ
в селекции и семеноводстве, формирование у студентов навыков по настройке и
использованию основных сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении
сельскохозяйственных процессов в селекции и семеноводстве.
Программа «Наблюдения и эксперименты селекции» становится тем образовательным
пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений в агрономии —
восполнение семенного потенциала страны.
Обучающиеся приобретают навыки по настройке и использованию основных
сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении сельскохозяйственных
процессов в селекции и семеноводстве.
Актуальность программы.
В настоящее время сельское хозяйство испытывает серьезную нехватку семенного
материала отечественного производства. В этой связи, является целесообразным выход
селекционно-семеноводческой отрасли на новый уровень с применением современных
средств механизации способных не только повысить производительность выполняемых
работ, но и обеспечить высокое их качество.
Данная программа охватывает широкий спектр знаний вопросов механизации
сельскохозяйственного производства.
Фундаментом данной программы является практическая деятельность обучающихся с
учетом региональных почвенно-климатических особенностей.
Знания, полученные обучающимися в ходе реализации программы помогут студентам
овладеть навыками комплектования и настройки основный видов сельскохозяйственных
машин селекционно-семеноводческого направления.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа опирается на
принципы:
принцип регенерации: восстановление, сохранение и улучшение продовольственного
сектора страны;
принцип информатизации: использование современных информационных средств;
принцип регионализации: механизация селекционно-семеноводческой отрасли должна
быть приближена к местным почвенно-климатическим условиям региона.
Педагогическая целесообразность – заключается в том, что в процессе ее реализации
обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и практическим опытом, которые
направлены на разрешение вопросов механизации селеционно-семеноводческой отрасли.
1.2. Цель и задачи программы
Цель реализации программы: формирование у студентов навыков по настройке и
использованию основных сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении
сельскохозяйственных процессов в селекции и семеноводстве.
Задачи программы:
обучающие:
– сформировать основные понятия в области механизации селекции и семеноводства;
– сформировать и расширить знания вопросов механизации селекции и семеноводства;
развивающие:
– развивать исследовательский интерес к изучению совершенствования средств
механизации селекционных и семеноводческих процессов;
– обеспечить развитие пространственного мышления, эмоционально ценностных
отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;
– стимулировать познавательный интерес и развивать коммуникативные навыки;
Новизна и отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Наблюдения и эксперименты
селекции» имеет комплексное, взаимосвязанное изучение вопросов общей механизации
сельскохозяйственных работ и механизации селекции и семеноводства.
Содержание программы обеспечивает овладение системными знаниями в вопросах
использования и навыками настройки селекционных машин и орудий.
Категория
обучающихся: Дополнительная
общеобразовательная
программа «Наблюдения и эксперименты селекции» предназначена для обучающихся 10-15
лет и построена с учетом их возрастных особенностей.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: от 12 до 15 человек.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один семестр обучения,
занятия проходят по два часа, между 45 минутными занятиями -10 минутный перерыв.
Общий объем составляет 180 часов.
Формы и режим занятий: занятия в кружке проводятся в индивидуальной, групповой
и коллективной форме. Такая форма занятий дает возможность использовать
индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при
работе в группе и умение работать в коллективе.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание основных понятий в вопросах механизации селекции и семеноводства;
знание устройства тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, их
агрегатирование и технологические регулировки;
знание о сельскохозяйственном производстве местной территории;
способность искать нужные источники информации и данные, воспринимать,
анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств;
умение составлять наиболее эффективные почвообрабатывающие и посевные
агрегаты для различных агроландшафтов;
владение методами подбора средств механизации селекционных и семеноводческих
работ.
1.4. Содержание программы:
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы
№п\п
Наименование раздела.
Тема занятий
1.
Введение
2
Модуль1. «История растениеводства»
Возникновение растениеводства, история
развития селекции
Н.И. Вавилов
3
Количество часов
итого
теория
4
практика
4
8
2
2
25
4
2
2
4
4.
5
6
7
8.
9
10
11
12
13
14.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
31
32
32
33
34
35
36
37
Учение о центрах происхождения
культурных растений
Современные методы и достижения в
селекции
Организация селекции и семеноводства
как отрасли
Исходный материал для селекции
Модуль 2. «Экология Растений»
Основы экологии растений
Абиотические факторы
Биотические факторы
Искусственные биоценозы
Агротехнология
Модуль 3. «Культурные и бобовые
культуры»
Зерновые и бобовые культуры
Овощные и бахчевые культуры
Масличные культуры
Плодовые культуры
Технические и лекарственные культуры
Декоративные культуры
Комнатные культуры
Модуль 4. Лабораторный практикум по
основным этапам выращивания растений
Основы селекции
Агротехнология
Методы отбора в селекции растений .
Уход за растениями на примере
комнатных
Анатомия и физиология растений
Основные жизненные формы растений
Разведение и значение комнатных
растений
Пересадка растений
Питание растений и их подкормка
Приёмы ухода за комнатными
растениями
Вегетативное размножение растений
Создание Школьного огорода
Выращивание растений на опытном
участке
2
2
4
4
2
6
1
3
4
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
3
22
4
4
4
4
6
24
2
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
2
1
1
4
4
4
4
4
2
2
58
1
2
1
1
1
2
2
3
2
4
3
4
1
1
2
2
1
2
3
2
4
1
1
1
4
4
4
5
5
5
1
1
1
2
3
3
3
4
4
Почвообработка и внесение
удобрений
Почвообрабатывающие орудия и
машины для селекционных и
семеноводческих работ
1
3
4
1
2
3
Вредители и заболевания комнатных и
сельскохозяйственных культур
Послеуборочная обработка земли
Модуль 5. Основы предпринимательской
1
2
3
1
3
4
12
38
39
41
42
43
44
45
46
47
48
деятельности в растениеводстве
Виды и формы предпринимательской
деятельности
Молодёжное агропредпринимательство
Экономическое планирование
растениеводческой деятельности
Партнерские связи в
предпринимательской деятельности
Модуль 6. Современные технологии в
лабораториях и растениеводстве. От
школьного огорода к растениям
будущего
Современные эффективные технологии,
не затрагивающие ДНК растений
Эпигенетика
Технологии модифицирующие ДНК
растений
Современные методы выращивания
культур
Обзор цифровых технологий для
агропромышленного комплекса
Экскурсия на селекционную станцию г.
Екатеринбург
1
1
2
1
1
1
3
2
4
1
3
4
19
2
2
4
1
2
1
2
2
4
2
3
5
1
3
4
1
13
Организационно-педагогические условия
1) Календарный учебный график
Год
обучения
Дата
начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Количество
учебных
недель
Количество
учебных
дней
Количество
учебных
часов
Режим
занятий
1 год
1.09
31.05
36
108
180
2 занятия по
2 часа в
неделю
1 занятие по
1 часу в
неделю
Недель в I полугодии: 17
Недель во II полугодии: 19
Каникулы: 1 июня – 31 августа
Выходные дни: 31 декабря – 8 января
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы
занятий, которые помогают сформировать у обучающихся способности к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях:
1.
Пакет технологических карт по темам;
2.
Комплект гербария;
3.
Фильмы по ландшафтному дизайну, архитектуре, флористике,
свитфлористики;
2) Условия реализации программы
Материальное - техническое обеспечение
№ п/п
Наименование
Количество
1.
Учебный кабинет
1
2.
Учительский стол
1
3.
Учительский стул
1
4.
Ученический стол
8
5.
Ученический стул
15
6.
Доска школьная
1
7.
Информационный стенд
1
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний
обучающихся
№ п/п
Наименование
Количество
1.
Ноутбук
1 шт.
2.
Мультимедиапроектор
1 шт.
3.
Акустическая система
1 шт.
Учебно-практическое оборудование и инструменты
№ п/п
1.
4.
Наименование
Количество
Пакет технологических карт по темам
8 шт.
Комплект гербария
8 шт.
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
среднее
профессиональное
или
высшее
образование
в
области,
соответствующей профилю программы без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное
образование
и дополнительное
профессиональное
образование по направлению программы.
Методическое обеспечение
Программа разработана с учётом трёх основных компонентов
деятельности:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуализация и дифференцированный подход;
- демократизация.
Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы
достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать
возможность каждому обучающемуся, раскрыть свои организаторские и
творческие способности, реализоваться в разнообразной деятельности,
самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога
является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой
они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от
общения.
При работе с подростками, образовательный процесс предполагает
диалектическое единство содержания, методов и организационных форм
обучения:
- игровые методы;
- наглядно-словесные методы;
- методы диагностики;
- метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная
работа;
- приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного,
нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей
используются разнообразные формы поведения занятий.
- занятие-экскурсия
- занятие-путешествие
- занятие-исследование
- занятие лекция
- занятие – игра
Деятельность и технологии:
- популяризация трудовой деятельности и ответственности в
образовательном учреждении;
- выявление территорий на которых могут быть в последующем
применены полученные знания;
- обеспечение информации, знаниями и инструментами, где и как они
могут приложить свои знания;
- деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию
достижений и успехов юных садоводов-дизайнеров;
- создание возможностей для осуществления на практике разработки,
управления и реализации дизайнерских проектов, мероприятий, акций;
- организация конкурсов проектов и др.
Методы обучения:
- Словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово). Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
- Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей
деятельности и включает в себя запланированное и ситуационное обучение.
Формы аттестации и оценочные материалы
Метапредметные
результаты
Личностные результаты
Планируемые результаты по Критерии оценивания
ДООП
старательность,
настойчивость,
трудолюбие,
целеустремленность
интерес
к
хореографическому
искусству
потребность
в
систематических
физических нагрузках
самооценка деятельности
на занятиях
Виды контроля/ Диагностический
промежуточной
инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
Мониторинг
наблюдение
личностного
развития
степень
выраженности
интереса к занятиям
способность выдерживать
учебные
нагрузки,
побуждать
себя
к
практическим действиям,
контролировать поступки
на уровень
развития Педагогическое
познавательной
наблюдение
и активности,
самостоятельности
настрой
позитивную
деятельность
бесконфликтное
доброжелательное
общение
умение слушать и
слышать педагога и
четко выполнять его
инструкции
произвольность
деятельности,
способность
сотрудничеству
к
Мониторинг
метапредметных
результатов
Предметные
результаты
Предметные
результаты
умение
критически Уровень
развития
оценивать результат контроля и самоконтроля
своей деятельности
Теоретическая
подготовка:
- представление об
основных положениях
ландшафтного
дизайна;
владение
терминологией.
Практическая
подготовка:
- уметь применять
полученные знания на
практике;
оформление
пришкольного
участка.
соответствие Собеседование
теоретических
знаний
программным
требованиям;
осмысленность
и
свобода
использования
специальной
терминологии
качество
выполнения Показ,
практического задания; выступление
аккуратность
и
ответственность
при
работе;
−
свобода
владения
специальным
оборудованием
и
оснащением
Мониторинг
результатов
обучения по ДОП
Критерии оценки
практических
умений
Воспитательная деятельность
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Задачами воспитания по программе являются:
- формировать активную гражданскую позицию, положительное
отношение молодежи к эстетике и трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- формировать навыки выполнения проектных работ на любых садовых
участках;
- формировать потребности в ведении здорового образа жизни,
сохранении и укреплении здоровья.
2. Формы и методы воспитания.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
ориентир на создание психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов
содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия его эффективности. Основными традициями воспитания в
образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых
дел).
Методы воспитания:
- Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример.
- Метод организации деятельности: приучение, требование, создание
воспитательных ситуаций.
- Метод стимулирования: поощрение, наказание, соревнование.
3. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в образовательной организации в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Результаты воспитательной деятельности выявляются в процессе
проведения самоанализа. Основными принципами, на основе которых
осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирован ия своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания
(в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.
4. Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
Название события,
мероприятия
1.
Green Team.
2.
Экологический
форум
3.
Международный
женский день
4.
День победы
Сроки
Конкурс
Форма
проведения
Практический результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события
февраль
Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты
апрель
Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты
Акция
март
Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты
Акция
Май
Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты