ДОП Наблюдения и эксперименты в селекции

1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Наблюдения и
эксперименты селекции» относится к агрономическо-селекционой направленности. Данная
программа ориентирована на развитие профессиональной компетенции по механизации работ
в селекции и семеноводстве, формирование у студентов навыков по настройке и
использованию основных сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении
сельскохозяйственных процессов в селекции и семеноводстве.
Программа «Наблюдения и эксперименты селекции» становится тем образовательным
пространством, в рамках которого реализуется одно из ведущих направлений в агрономии —
восполнение семенного потенциала страны.
Обучающиеся приобретают навыки по настройке и использованию основных
сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении сельскохозяйственных
процессов в селекции и семеноводстве.
Актуальность программы.
В настоящее время сельское хозяйство испытывает серьезную нехватку семенного
материала отечественного производства. В этой связи, является целесообразным выход
селекционно-семеноводческой отрасли на новый уровень с применением современных
средств механизации способных не только повысить производительность выполняемых
работ, но и обеспечить высокое их качество.
Данная программа охватывает широкий спектр знаний вопросов механизации
сельскохозяйственного производства.
Фундаментом данной программы является практическая деятельность обучающихся с
учетом региональных почвенно-климатических особенностей.
Знания, полученные обучающимися в ходе реализации программы помогут студентам
овладеть навыками комплектования и настройки основный видов сельскохозяйственных
машин селекционно-семеноводческого направления.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа опирается на
принципы:
принцип регенерации: восстановление, сохранение и улучшение продовольственного
сектора страны;
принцип информатизации: использование современных информационных средств;
принцип регионализации: механизация селекционно-семеноводческой отрасли должна
быть приближена к местным почвенно-климатическим условиям региона.
Педагогическая целесообразность – заключается в том, что в процессе ее реализации
обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками и практическим опытом, которые
направлены на разрешение вопросов механизации селеционно-семеноводческой отрасли.
1.2. Цель и задачи программы
Цель реализации программы: формирование у студентов навыков по настройке и
использованию основных сельскохозяйственных машин и агрегатов при осуществлении
сельскохозяйственных процессов в селекции и семеноводстве.
Задачи программы:
обучающие:
– сформировать основные понятия в области механизации селекции и семеноводства;
– сформировать и расширить знания вопросов механизации селекции и семеноводства;
развивающие:
– развивать исследовательский интерес к изучению совершенствования средств
механизации селекционных и семеноводческих процессов;

– обеспечить развитие пространственного мышления, эмоционально ценностных
отношений к окружающему миру, интеллектуальных, творческих способностей;
– стимулировать познавательный интерес и развивать коммуникативные навыки;
Новизна и отличительные особенности программы.
Дополнительная общеобразовательная программа «Наблюдения и эксперименты
селекции» имеет комплексное, взаимосвязанное изучение вопросов общей механизации
сельскохозяйственных работ и механизации селекции и семеноводства.
Содержание программы обеспечивает овладение системными знаниями в вопросах
использования и навыками настройки селекционных машин и орудий.
Категория
обучающихся: Дополнительная
общеобразовательная
программа «Наблюдения и эксперименты селекции» предназначена для обучающихся 10-15
лет и построена с учетом их возрастных особенностей.
Условия набора обучающихся: принимаются все желающие.
Наполняемость в группах составляет: от 12 до 15 человек.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на один семестр обучения,
занятия проходят по два часа, между 45 минутными занятиями -10 минутный перерыв.
Общий объем составляет 180 часов.
Формы и режим занятий: занятия в кружке проводятся в индивидуальной, групповой
и коллективной форме. Такая форма занятий дает возможность использовать
индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при
работе в группе и умение работать в коллективе.
1.3. Планируемые результаты
Предметные результаты:
 знание основных понятий в вопросах механизации селекции и семеноводства;
 знание устройства тракторов, автомобилей, сельскохозяйственных машин, их
агрегатирование и технологические регулировки;
 знание о сельскохозяйственном производстве местной территории;
 способность искать нужные источники информации и данные, воспринимать,
анализировать, запоминать и передавать информацию с использованием цифровых средств;
 умение составлять наиболее эффективные почвообрабатывающие и посевные
агрегаты для различных агроландшафтов;
 владение методами подбора средств механизации селекционных и семеноводческих
работ.
1.4. Содержание программы:
Учебный план дополнительной общеобразовательной программы

№п\п

Наименование раздела.
Тема занятий

1.

Введение

2

Модуль1. «История растениеводства»
Возникновение растениеводства, история
развития селекции
Н.И. Вавилов

3

Количество часов

итого

теория
4

практика
4

8

2

2

25
4

2

2

4

4.
5
6
7
8.
9
10
11
12

13
14.
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
29
30
31
32
32
33
34

35
36
37

Учение о центрах происхождения
культурных растений
Современные методы и достижения в
селекции
Организация селекции и семеноводства
как отрасли
Исходный материал для селекции
Модуль 2. «Экология Растений»
Основы экологии растений
Абиотические факторы
Биотические факторы
Искусственные биоценозы
Агротехнология
Модуль 3. «Культурные и бобовые
культуры»
Зерновые и бобовые культуры
Овощные и бахчевые культуры
Масличные культуры
Плодовые культуры
Технические и лекарственные культуры
Декоративные культуры
Комнатные культуры
Модуль 4. Лабораторный практикум по
основным этапам выращивания растений
Основы селекции
Агротехнология
Методы отбора в селекции растений .
Уход за растениями на примере
комнатных
Анатомия и физиология растений
Основные жизненные формы растений
Разведение и значение комнатных
растений
Пересадка растений
Питание растений и их подкормка
Приёмы ухода за комнатными
растениями
Вегетативное размножение растений
Создание Школьного огорода
Выращивание растений на опытном
участке

2

2

4

4

2

6

1

3

4

1

2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
4

3
22
4
4
4
4
6
24

2
2
2
2
2
1
1

2
2
2
2
2
1
1

4
4
4
4
4
2
2
58

1
2
1
1

1
2
2
3

2
4
3
4

1
1
2

2
1
2

3
2
4

1
1
1

4
4
4

5
5
5

1
1
1

2
3
3

3
4
4

Почвообработка и внесение
удобрений
Почвообрабатывающие орудия и
машины для селекционных и
семеноводческих работ

1

3

4

1

2

3

Вредители и заболевания комнатных и
сельскохозяйственных культур
Послеуборочная обработка земли
Модуль 5. Основы предпринимательской

1

2

3

1

3

4
12

38
39
41
42

43
44
45
46
47
48

деятельности в растениеводстве
Виды и формы предпринимательской
деятельности
Молодёжное агропредпринимательство
Экономическое планирование
растениеводческой деятельности
Партнерские связи в
предпринимательской деятельности
Модуль 6. Современные технологии в
лабораториях и растениеводстве. От
школьного огорода к растениям
будущего
Современные эффективные технологии,
не затрагивающие ДНК растений
Эпигенетика
Технологии модифицирующие ДНК
растений
Современные методы выращивания
культур
Обзор цифровых технологий для
агропромышленного комплекса
Экскурсия на селекционную станцию г.
Екатеринбург

1

1

2

1
1

1
3

2
4

1

3

4
19

2

2

4

1
2

1
2

2
4

2

3

5

1

3

4

1

13

Организационно-педагогические условия

1) Календарный учебный график

Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количество
учебных
недель

Количество
учебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
занятий

1 год

1.09

31.05

36

108

180

2 занятия по
2 часа в
неделю
1 занятие по
1 часу в
неделю

Недель в I полугодии: 17
Недель во II полугодии: 19
Каникулы: 1 июня – 31 августа
Выходные дни: 31 декабря – 8 января

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации данной программы используются современные методы и формы
занятий, которые помогают сформировать у обучающихся способности к профессиональной
адаптации в современных социально-экономических условиях:

1.
Пакет технологических карт по темам;
2.
Комплект гербария;
3.
Фильмы по ландшафтному дизайну, архитектуре, флористике,
свитфлористики;
2) Условия реализации программы
Материальное - техническое обеспечение

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Учебный кабинет

1

2.

Учительский стол

1

3.

Учительский стул

1

4.

Ученический стол

8

5.

Ученический стул

15

6.

Доска школьная

1

7.

Информационный стенд

1

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний
обучающихся
№ п/п

Наименование

Количество

1.

Ноутбук

1 шт.

2.

Мультимедиапроектор

1 шт.

3.

Акустическая система

1 шт.

Учебно-практическое оборудование и инструменты
№ п/п
1.
4.

Наименование

Количество

Пакет технологических карт по темам

8 шт.

Комплект гербария

8 шт.

Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
среднее
профессиональное
или
высшее
образование
в
области,
соответствующей профилю программы без предъявления требований к стажу
работы, либо высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное
образование
и дополнительное
профессиональное
образование по направлению программы.
Методическое обеспечение

Программа разработана с учётом трёх основных компонентов
деятельности:
- гуманизация педагогического процесса;
- индивидуализация и дифференцированный подход;
- демократизация.
Это дает возможность педагогу в рамках реализации данной программы
достичь поставленную цель и решить педагогические задачи; а также дать
возможность каждому обучающемуся, раскрыть свои организаторские и
творческие способности, реализоваться в разнообразной деятельности,
самоутвердиться как личность и часть коллектива. Главным для педагога
является стремление направить ребят на такую деятельность, в ходе которой
они смогут ощутить свою самостоятельность, успешность, удовольствие от
общения.
При работе с подростками, образовательный процесс предполагает
диалектическое единство содержания, методов и организационных форм
обучения:
- игровые методы;
- наглядно-словесные методы;
- методы диагностики;
- метод упражнения, работа с методической литературой, самостоятельная
работа;
- приемы актуализации субъективного опыта обучающихся.
С целью усиления влияния обучения на формирование познавательного,
нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов
молодежи, на развитие и проявление их индивидуальных особенностей
используются разнообразные формы поведения занятий.
- занятие-экскурсия
- занятие-путешествие
- занятие-исследование
- занятие лекция
- занятие – игра
Деятельность и технологии:
- популяризация трудовой деятельности и ответственности в
образовательном учреждении;
- выявление территорий на которых могут быть в последующем
применены полученные знания;

- обеспечение информации, знаниями и инструментами, где и как они
могут приложить свои знания;
- деятельность по ориентированию, наблюдению, оценке, признанию
достижений и успехов юных садоводов-дизайнеров;
- создание возможностей для осуществления на практике разработки,
управления и реализации дизайнерских проектов, мероприятий, акций;
- организация конкурсов проектов и др.
Методы обучения:
- Словесные методы (источником знания является устное или печатное
слово). Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ,
объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
- Текущее обучение. Текущее обучение осуществляется в процессе всей
деятельности и включает в себя запланированное и ситуационное обучение.
Формы аттестации и оценочные материалы

Метапредметные
результаты

Личностные результаты

Планируемые результаты по Критерии оценивания
ДООП
старательность,
настойчивость,
трудолюбие,
целеустремленность
интерес
к
хореографическому
искусству
потребность
в
систематических
физических нагрузках

самооценка деятельности
на занятиях

Виды контроля/ Диагностический
промежуточной
инструментарий
аттестации
(формы, методы,
диагностики)
Педагогическое
Мониторинг
наблюдение
личностного
развития

степень
выраженности
интереса к занятиям

способность выдерживать
учебные
нагрузки,
побуждать
себя
к
практическим действиям,
контролировать поступки
на уровень
развития Педагогическое
познавательной
наблюдение
и активности,
самостоятельности

настрой
позитивную
деятельность
бесконфликтное
доброжелательное
общение
умение слушать и
слышать педагога и
четко выполнять его
инструкции

произвольность
деятельности,
способность
сотрудничеству

к

Мониторинг
метапредметных
результатов

Предметные
результаты

Предметные
результаты

умение
критически Уровень
развития
оценивать результат контроля и самоконтроля
своей деятельности
Теоретическая
подготовка:
- представление об
основных положениях
ландшафтного
дизайна;
владение
терминологией.
Практическая
подготовка:
- уметь применять
полученные знания на
практике;
оформление
пришкольного
участка.

соответствие Собеседование
теоретических
знаний
программным
требованиям;
осмысленность
и
свобода
использования
специальной
терминологии
качество
выполнения Показ,
практического задания; выступление
аккуратность
и
ответственность
при
работе;
−
свобода
владения
специальным
оборудованием
и
оснащением

Мониторинг
результатов
обучения по ДОП

Критерии оценки
практических
умений

Воспитательная деятельность
1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания детей.
Задачами воспитания по программе являются:
- формировать активную гражданскую позицию, положительное
отношение молодежи к эстетике и трудовой деятельности;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
- формировать навыки выполнения проектных работ на любых садовых
участках;
- формировать потребности в ведении здорового образа жизни,
сохранении и укреплении здоровья.
2. Формы и методы воспитания.
Процесс воспитания основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и школьников:
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в школе;
ориентир на создание психологически комфортной среды для
каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное
взаимодействие школьников и педагогов;
- реализация процесса воспитания главным образом через создание в
школе детско-взрослых общностей, которые объединяют детей и педагогов

содержательными событиями, позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- организация основных совместных дел школьников и педагогов как
предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как
условия его эффективности. Основными традициями воспитания в
образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется
интеграция воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и
большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и
школьников;
- создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
- ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в
рамках школьных классов, кружков, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя,
реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую функции.
Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой
российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых
для нашего общества ценностях (семья, труд, отечество, природа, мир, знания,
культура, здоровье, человек), общая цель воспитания в школе – личностное
развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество
выработало на основе этих ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых
знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным
ценностям (т.е. в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на
практике (т.е. в приобретении ими опыта осуществления социально значимых
дел).
Методы воспитания:

- Метод формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, диспут, пример.
- Метод организации деятельности: приучение, требование, создание
воспитательных ситуаций.
- Метод стимулирования: поощрение, наказание, соревнование.
3. Условия воспитания, анализ результатов.
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
программы в образовательной организации в соответствии с нормами и
правилами работы организации, а также на выездных базах, площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Результаты воспитательной деятельности выявляются в процессе
проведения самоанализа. Основными принципами, на основе которых
осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам,
так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а
качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер
общения и отношений между школьниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа,
ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирован ия своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их
совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания
(в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и
стихийной социализации и саморазвития детей.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с
другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий
по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых
ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в
процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после
её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за
учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает
определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств
личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего
представления о воспитательных результатах реализации программы,
продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров
воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что
удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
Результаты, полученные в ходе оценочных процедур — опросов, интервью —
используются только в виде агрегированных усреднённых и анонимных
данных.
4. Календарный план воспитательной работы.
№
п/п

Название события,
мероприятия

1.

Green Team.

2.

Экологический
форум

3.

Международный
женский день

4.

День победы

Сроки

Конкурс

Форма
проведения

Практический результат
и информационный
продукт,
иллюстрирующий
успешное достижение
цели события

февраль

Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты

апрель

Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты

Акция

март

Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты

Акция

Май

Фотоматериалы,
видеоматериалы,
информационные посты


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».