Пояснительная записка Рабочая программа по дополнительному образованию «Орлята России» разработана в соответствии: - Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК295/06; - Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 091672; - Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20; - Программы развития социальной активности «Орлята России» для обучающихся начальных классов общеобразовательных школ /под редакцией А. В. Джеуса; автор- составитель: А. В. Спирина и др./ Ставрополь, 2023г. Врамках,указанныхвышетенденцийбыларазработанаиначаласвоёос уществлениеВсероссийскаяПрограммаразвитиясоциальнойактивностиобу чающихсяначальныхклассов«ОрлятаРоссии»(далее– Программа,программа«ОрлятаРоссии»).Внедрениепрограммы«ОрлятаРо ссии»впрактикуобщеобразовательных школ Российской Федерации позволяет решать одну из главныхзадач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единогообразовательногопространстваРоссии. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательнойполитике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активноеучастие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнегоФГОСначальногообщегообразования,такив«Примернойрабоче йпрограммевоспитания»,вкоторойуказывается,что«поощрениесоциально йактивностиобучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания вобразовательнойорганизации». Участиедетейипедагоговвпрограмме«ОрлятаРоссии»способствуетв осстановлениюбогатогоопытавоспитательнойработысподрастающимпоко лениемиегодальнейшемуразвитию с учётом всехвызововсовременногомира. Планируемые результаты освоения включают отдельные результаты в области становления личностных качеств и метапредметных действий и умений, которые могут быть достигнуты на этом этапе обучения. На изучение учебного курса «Орлята России» в 1 классеотводится по 4 часа в неделю 34 недели (итого 136 часов). Основные направления воспитательной деятельности Направления воспитания Гражданское Патриотическое Духовнонравственное Эстетическое Целевые ориентиры Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине – России, ее территории, расположении. Сознающий принадлежность к своему народу, проявляющий уважение к своему и другим народам. Сознающий свою принадлежность к общности граждан России; Понимающий свою сопричастность прошлому, настоящему и будущему своей малой родины, родного края, своего народа, российского государства. Имеющий первоначальные представления о своих гражданских правах и обязанностях, ответственности в обществе. Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение. Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека. Умеющий анализировать свои и чужие поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, давать нравственную оценку своим поступкам, отвечать за них. Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям. Понимающий необходимость нравственного совершенствования, роли в этом личных усилий человека, проявляющий готовность к самоограничению своих потребностей. Владеющий первоначальными навыками общения с людьми разных народов, вероисповеданий. Знающий и уважающий традиции и ценности своей семьи, российские традиционные семейные ценности (с учетом этнической, религиозной принадлежности). Владеющий первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению. Знающий и соблюдающий основные правила этикета в обществе. Проявляющий уважение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, творчеству своего народа, отечественной и мировой художественной культуре. Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусства. Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей. Физическое Трудовое Экологическое Познавательное Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде. Ориентированный на физическое развитие, занятия физкультурой и спортом. Бережно относящийся к физическому здоровью и душевному состоянию своему и других людей. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе. Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учетом возраста. Сознающий ценность честного труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам своего труда и других людей, прошлых поколений. Выражающий желание участвовать в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности. Проявляющий интерес к разным профессиям. Понимающий ценность природы, окружающей среды, зависимость жизни людей от природы. Способный правильно оценивать влияние людей, в том числе собственного поведения, на состояние природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы, окружающей среды и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами. Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах как компонентах единого мира, многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, о науке, научном знании, научной картине мира. Проявляющий уважение и интерес к науке, научному знанию в разных областях. Обладающий первоначальными навыками исследовательской деятельности. Содержаниепрограммы В основу программы положен системно-деятельностныйподход, позволяющий за период освоения ребенком образовательных треков (траекторий социально – коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орленок России».Цикличность курса, где даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать применить этот опыт в своей жизни. 1класс Название трека Трек «Орлёнок – Эрудит». Содержание учебного курса Формы организации занятий Виды деятельности Ценности, Дидактические, развивающие и ролевые игры,учебные диалоги, Познавательная,игровая, значимые игроваяпрограмма проблемно-ценностное качества трека: общение. познание Символ трека – конверткопилка. Трек «Орлѐнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Именно к этому времени учебный процесс и все связанные с ним новые правила жизнедеятельно сти становятся для первоклассника более понятными. Данный трек позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации. Ценности, Трек «Орлёнок – значимые Доброволец» качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг Добра Реализация трека проходит для ребят 1-х классов осенью, но его тематика актуальна Создание Познавательная,игровая, «Классного круга добра» Решение кейса «Какпоступить в проблемно-ценностное даннойситуацииичтопопроситьвнаграду». общение. Динамическиепаузы. Трек круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями «доброволец», «волонтѐр», «волонтѐрское движение». Рассказывая о тимуровском движении, в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня волонтѐра. Ценности, идея«однойбольшойкомандойделаемобщеедело». изготовление Познавательная,игровая, «Орлёнок – Мастер» значимые оригами, реализация идей поукрашениюкласса/класснойёлки качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлѐнок – Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники Мастерской Деда Мороза: готовят класс и досуговоразвлекательная, художественное творчество,проблемноценностное общение. классную ѐлку к новогоднему празднику / участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или страны); посещений мест работы родителеймастеров своего дела, краеведческих музеев и пр. Ценности, Трек танцевальная зарядка;введение образа ЗОЖика, участие в весёлых Познавательная, «Орлёнок – значимые стартах, пробаспортивныхролейдетьми, игровая,проблемноСпортсмен качества трека: прослушиваниерассказаспортсмена школы,интервью, беседа ценностноеобщение,физкульт » здоровый образ соспортсменами жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж, ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определѐнная физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что дополнительные физкультурнооздоровительные мероприятия, в урно-спортивная том числе, позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Ценности, Трек «Орлёнок – значимые качества трека: Хранитель семья, Родина историческ Символ трека – ой памяти» альбом «Мы хранители» В рамках трека происходит ценностноориентированна я деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребѐнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, Игра – путешествие, работа впарахпоизучению данных вдетской Познавательная, энциклопедии,просмотрпознавательноговидеоролика игровая,проблемнообисторическомикультурномбогатствесвоегорегиона/своейстраны ценностноеобщение ,просмотр фотографийопрошлом,старине.. истории и культуры своего родного края через понимание фразы «Я и моѐ дело важны для Родины». Основная смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека способствует празднование Дня защитника Отечества, Международног о женского дня Трек «Орлёнок – Эколог» и других праздников. Ценности, сборрюкзачка эколога, экскурсия значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога Погодные условия в момент реализации трека «Орлѐнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с Познавательная, игровая,проблемноценностноеобщение посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр. Результатыосвоенияпрограммы В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Личностные результаты: Гражданско-патриотическоевоспитание: – осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентичности; – сопричастностькпрошлому, настоящемуибудущемусвоейстраныиродногокрая; – уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человекекак члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своейстраны. Духовно-нравственноевоспитание: – пониманиесвязичеловекас окружающиммиром; – бережноеотношениексредеобитания; – проявлениезаботыоприроде;неприятиедействий,приносящихейвред. – признаниеиндивидуальностикаждогочеловека; – проявлениесопереживания,уваженияидоброжелательности; – неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизиче скогоиморальноговредадругимлюдям; – выполнениенравственноэтическихнормповеденияиправилмежличностныхотношений. Эстетическоевоспитание: – уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,восприимчи востькразнымвидамискусства,традициямитворчествусвоегоидругихнародов; – стремлениексамовыражениювразныхвидаххудожественнойдеятельности. Физическоевоспитание,культураздоровьяиэмоциональногоблагополучия: – соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образажизнивокружающейсреде(втомчислеинформационной); – бережноеотношение кфизическомуипсихическомуздоровью. Трудовоевоспитание: –осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,ответственноепотребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различнымпрофессиям. Экологическоевоспитание: – бережноеотношениекприроде; – неприятиедействий,приносящихейвред. Ценностинаучногопознания: – первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира; – познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознате льностьисамостоятельностьвпознании. – проявление желания обогащатьсвоизнания, способность к поисково-исследовательскойдеятельности. Метапредметныерезультаты: Универсальныеучебныепознавательныедействия: – способностькдемонстрациисвоихзнанийи уменийизличногожизненногоопыта; – способностькприменениюсвоихзнанийи умений,способностьвыражатьсвоимысли;умениесоставлятьсовместносучителемобщ иеправилаповедения; – умениеобобщатьисистематизировать,осуществлятьсравнение,сопоста вление,классификациюизученныхфактов(подруководством педагога); – умениеориентироватьсявмирекнигиискатьнеобходимуюинформаци ю(подруководствомпедагога); – умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,благотворительность(подруководством педагога); – умениеприобретатьопытсоставлениякомплексаупражненийдлязарядки; – понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,видео Универсальныеучебныекоммуникативныедействия: – умениепроявлятьинициативность,активность,самостоятельность; – умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,руководителя,исполнителя; – умениесравниватьсвоикачестваскачествамилидера,комментироватьп роцессрешения поставленных задач,проявлятьэтикуобщения; – участиевсовместнойдеятельности,умениесогласовыватьмнениявходеп оискаответа; – умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками, работаявгруппе; – умениевысказыватьиотстаиватьсвоемнение; – умение рассуждать, вести повествование, строить своѐ высказывание всоответствииспоставленной задачейиливопросом; – корректноиаргументированновысказыватьсвоѐмнение; – умение работать в группе, общаться со сверстниками на принципах взаимоуваженияипомощи; – признаниевозможностисуществованияразличныхточекзренияиправак аждогоиметьсвою; – умениевысказыватьсвоюточкузренияипытатьсяеѐобосновывать,пр иводяаргументы; – умениесотрудничать иработатьвгруппе,выражатьсвоимыслиясно,корректнопоотношениюк окружающим; – умениеответственноотноситьсяксвоимобязанностямвпроцессесовм естнойдеятельности Универсальныеучебныерегулятивныедействия: – умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствоватьпроявлениюсамостоятельности,инициативности,организованности; – умениепланироватьэтапыпредстоящейработы,определятьпоследовате льностьдействий,объективнооцениватьих;проявлятьготовностьизменятьсебя; – умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств еѐдостижения,самостоятельноформулироватьцельпослепредварительногообсуждения,пл анироватьсвоидействиявсоответствииспоставленнойзадачей; – формирование уменияоцениватьсвоипоступкиидействия,своивозможности; – формирование уменияприменятьсвоизнаниявпрактическойдеятельности. Предметныерезультаты: умениераскрыватьсвоимисловамипервоначальныепредставленияобосновныхнорм ахповедениявклассе,школе,выражатьсвоимисловамипониманиезначимостидружбывкласс е,формированиеколлективныхправилколлективаижеланиеимследовать,владетьправилами поведениявклассе,школе;умениеприменятьполученные знания из различных областей в совместной коллективной деятельности; представления онекоторыхпонятияхиправилахрешениялогическихзадач;знание главныхкачествэрудита:смекалка,ум,знание,любознательность,внимательность,увлеченн ость,изобретательность; узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты;выполнятьнесложныеколлективныеработыпроектногохарактерасовместносовзрос лыми;приобретатьопытхудожественноэстетическогонаполненияпредметнойсредычеловека;умениевыполнятьвопределеннойпос ледовательностикомплексутреннейзарядки; расширятьсловарныйзапасновымисловами итерминами. Тематическоепланирование № п\п Тема раздела 1. Старт программы 2. Орлёнок – Лидер 3. Орлёнок – Эрудит Кол- Электронные(цифровые)образовательныере во сурсы часов 16 ч https://orlyatarussia.ru/library/29https://disk.yandex.r u/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/v3sGr4Q2INR7Ahttps://disk.yandex.ru/i/TwEDL8QqpIkLHw 16 ч https://disk.yandex.ru/i/oBiFjtTTrDn83g https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/hu1cqrRIiLCBYQ https://disk.yandex.ru/i/3AQfwsCJmfdboght 14 ч tps://disk.yandex.ru/i/wNgVlMGD-qlCVw https://disk.yandex.ru/d/jp77h4cAUA5hSQ https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/5sdDV6FR4xmeiA 4. Орлёнок – Мастер 16 ч 5. Орлёнок – Доброволец 16 ч 6. Орлёнок – Спортсмен 16 ч 7. Орлёнок – Эколог 12ч 8. Орлёнок – Хранитель исторической памяти 18 ч 9. Подведение итогов 12 ч Итого: 136ч https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/plkvKvhTOXQi3Q https://disk.yandex.ru/d/I5K8yU8mw0zZvA https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/hIMgWFpajWOzghttps://disk.yandex.ru/i/RLXwKfaUfs 8CrQ https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/Hji8c1aTP2fpnQ https://disk.yandex.ru/i/5qBc7bmLrsROAQ https://orlyatarussia.ru/library/29 https://disk.yandex.ru/i/4eXrBQbjSxzKLQhttps://disk .yandex.ru/i/L3fQL4ZBJtcQIw https://orlyatarussia.ru/library/29 http://www.multirussia.ru/index.php?id=34 https://disk.yandex.ru/i/SPavXsOI-beiWg https://orlyatarussia.ru/library/29 Календарно-тематическоепланирование № Тема Подготовительный этап к участию в Программе- 16 ч Игровая программа «Играй, узнавай, найди друзей в 1.-2 классе» 3-4 Кол-во часов 2 Интеллектуально-познавательные игры «Мы будем друзьями в классе» 2 2 «Правила настоящих друзей» 2 Подвижные игры Интеллектуально-познавательные игры Подвижные игры Вводный Орлятский урок 2 2 2 2 5-6. 7-8. 9-10 11-12 13-14 15-16 «Орлёнок – Эрудит» 14 ч. «Кто такой эрудит?» 17-18 2 Развиваемся, играя! «Всезнайка» 2 2 ВоображариУМ «Встреча с интересным эрудитом – книгой» 2 2 КТД «Что такое? Кто такой?» Викторина « Я - эрудит» «Подведём итоги» 2 19-20 21-22 23-24 25-26 2 27-28 «Орлёнок – Доброволец» 16 ч. «От слова к делу» 29-30 31-32 2 КТД «Создай хорошее настроение» «Спешить на помощь безвозмездно» 2 2 С заботой о старших «Доброволец – это доброе сердце» 2 2 33-34 35-36 Дата 37-38 39-40 41-42 КТД «Коробка храбрости» КТД «Братья наши меньшие» «Подведём итоги» 2 2 2 43-44 «Орлёнок – Мастер» 16 ч. «Мастер – это…» 45-46 47-48 2 Мастерами славится Россия «Мастерская Деда Мороза …» 2 2 «Класс мастеров» 2 «Классная ёлка» 2 49-50 51-52 53-54 55-56 Мастер – это звучит гордо! 57-58 КТД «Классный театр 59-60 Путь в мастерство» – подводим итоги «Орлёнок – Спортсмен» 16ч. «Утро мы начнём с зарядки» 61-62 63-64 65-66 2 2 2 2 Должен быть режим у дня О спорт, ты – мир! «Сто затей для всех друзей 2 2 2 Готовимся к спортивным состязаниям «Весёлые старты» 2 2 Быстрее! Выше! Сильнее! «Азбука здоровья» 2 2 67-68 69-70 71-72 73-74 75-76 «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» 18 ч. 77-78 «Орлёнок – хранитель исторической памяти» 79-80 81-82 83-84 Хранитель семейных традиций Я храню традиции семьи, а значит и традиции страны «История школы – моя история» 2 2 2 2 Кодекс «Орлёнка – Хранителя» «Поход в музей» 2 2 Расскажи мне о России «Историческое чаепитие» 2 2 «Я – хранитель, мы – хранители» итоги трека «Орленок –Эколог» - 12 ч «ЭКОЛОГиЯ» 95-96 2 85-86 87-88 89-90 91-92 93-94 97-98 2 Каким должен быть настоящий эколог? Что должен знать и уметь эколог? 2 «В гости к природе» 2 «Мы друзья природе» 2 Восхищаемся красивым миром 2 «Орлята – экологи» 2 99100 101102 103104 105106 «Орлёнок – Лидер» 16 ч. «Лидер – это…» 107108 2 «Я хочу быть лидером!» 2 111112 113114 Как стать лидером? 2 «С командой действую!» 2 115116 117118 119- Встреча с тем, кто умеет вести за собой 2 КЛАССный выходной 2 Участие в акции «Орлята России» «Движение первых» 2 109110 120 121122 Итоги трека «Мы дружный класс! Тест « Я - лидер» Подведение итогов 12 ч. Подведение итогов участия в Программе в текущем 123учебном году 124 125Подведение итогов участия в программе 126 в текущем учебном году 127Интеллектуально-познавательные игры 128 129Подвижные игры 130 131Интеллектуально-познавательные игры 132 133Резерв 134. Общееколичествочасовпопрограмме 2 2 2 2 2 2 2 136 Учебно-методическоеобеспечение Материалы для педагога 1. Методические рекомендации по проведению официальной церемонии посвящения в Орлята России https://orlyatarussia.ru/library/metodicheskierekomendatsii-po-provedeniyu-ofitsialnoy-tseremonii-posvyashcheniya-v-orlyata-rossii/ 2. Подготовительный этап к участию в программе.1 класс (технологические карты игровых занятий) https://orlyatarussia.ru/library/podgotovitelnyy-etap-k-uchastiyu-vprogramme-1-klass-tekhnologicheskie-karty-igrovykh-zanyatiy/ 3. Учебно-методический комплект для 1 класса https://orlyatarussia.ru/library/uchebno-metodicheskiy-komplekt-1-klassa/ Цифровыеобразовательныересурсыиресурсысетиинтернет Сайт «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/ Электронная библиотека сайта «Орлята России» https://orlyatarussia.ru/library/?libraryRole=Учитель Приложение№1 Тест «Я-лидер» Вопросы: 1. Нетеряюсьинесдаюсьвтрудных ситуациях. 2. Моидействиянаправленынадостижения понятноймнецели. 3. Язнаю,какпреодолеватьтрудности. 4. Люблюискатьипробоватьновое. 5. Ялегко могуубедитьвчём-то моих товарищей. 6. Язнаю,каквовлечьмоих товарищейвобщее дело. 7. Мненетруднодобитьсятого,чтобывсехорошоработали. 8. Всезнакомыеотносятсяко мнехорошо. 9. Яумеюраспределятьсвоисилывучёбеитруде.10.Я могучёткоответить навопрос, чегохочуотжизни.11.Яхорошопланируюсвоё время иработу. 12. Ялегко увлекаюсьновымделом. 13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.14.Организуя товарищей,стараюсьзаинтересоватьих. 15. Ниодинчеловекнеявляетсядляменязагадкой. 16. Считаюважным,чтобыте,когояорганизую,былидружными. 17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.18.Дляменя важнодостижение цели. 19.Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.20.Яготоврисковать,чтобы испытатьновое. 21.Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.22.У менявсегда всё получается. 23. Хорошочувствуюнастроениесвоихтоварищей. 24. Яумеюподниматьнастроениевтруппесвоихтоварищей. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.26.Я обычнодостигаютого,кчемустремлюсь. 27.Не существует проблемы, которую я не могу решить.28.Принимаярешение,перебираюразличныевари анты. 29.Яумеюзаставитьлюбогочеловекаделатьто,чтосчитаюнужным.30.Я умеюправильноподобратьлюдейдляорганизациикакого-либодела. 31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.32.Стремлюськ тому,чтобы меняпонимали. 33.Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.34.Яникогда не поступалтак,как другие. 35.Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.36.Я никогда не поступалтак,как другие. 37.Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.38.Приорганизацииделяучитываюмнениетовари щей. 39. Янахожувыходвсложныхситуациях. 40. Считаю,чтотоварищи,делаяобщеедело,должныдоверятьдругдругу.41.Н иктои никогда неиспортит мне настроение. 42.Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.43.Решаяпроблемы, используюопытдругих. 44.Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.45.Моиидеиохотно воспринимаются моимитоварищами. 46.Я умею контролировать работу моих товарищей.47.Умеюнаходитьобщий язык с людьми. 48. Мнелегкоудаётсясплотитьмоихтоварищейвокругкакого-либодела. После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков вкаждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34,36,41).Этасумма определяет развитостьлидерскихкачеств: А–умениеуправлятьсобой; Б–осознаниецели(знаю,чего хочу); В–умение решатьпроблемы; Г–наличиетворческого подхода; Д–влияниенаокружающих; Е–знаниеправилорганизаторскойработы; Ж–Организаторскиеспособности; З– умениеработатьсгруппой. Карточкадляответовтеста «Я –лидер» А 1 9 17 25 33 41 Сумма Б 2 10 18 26 34 42 Сумма В 3 11 19 27 35 43 Сумма Г 4 12 20 28 36 44 Сумма Д 5 13 21 29 37 45 Сумма Е 6 14 22 30 38 46 Сумма Ж 7 15 23 31 39 47 Сумма З 8 16 24 32 40 48 Сумма