РП учебного курса "Функциональная грамотность" 1-4 классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы:создание условий дляразвития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения
блока
«Финансовая
грамотность»является
развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Цельюизучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 1- 4 классах начальной школы и рассчитана на33
часа(при 1 часе в неделю)в 1 классе ,34 часа (при 1 часе в неделю) во 2-4 классах.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
обучающихся для занятий используются сюжеты художественных и научнопознавательных текстов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1КЛАСС
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм,
ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги
платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с
яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её
свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
2 КЛАСС
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия
«художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия
художественных и научно-познавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка
прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100, составление числовых
выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка,
задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц,
столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные
высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной,
диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс
монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования
банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских
банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и
простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной.
Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия овощей, выделение
среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней.
Представление
3класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные
тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана
текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение
слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научнаяграмотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия):особенности
жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека,дрожжи,
виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность(18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни
государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные
доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы.
Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность(19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение
значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых
выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение
таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс

Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная
мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец,
картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее /
однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов,
сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность(занятия 18-25): потребительская корзина, состав
потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда,
страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски,
благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность(занятия 26-33):нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на
товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения

естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении
заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов,
при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними
самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение
качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру,
литературному чтению и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1КЛАСС
№
п/
п

Тема

1.

Виталий
Бианки.
Лис и
мышонок

2.

Русская
народная
сказка.
Мороз и
заяц

Предмет
изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Содержание
– Определять жанр произведения;
сказки.
– называть героев сказки;
Качество:
– дополнять предложения, пользуясь информацией из
осторожность, текста;
предусмотрите – давать характеристику героям;
льность.
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и
художественный;
– определять, чему учит сказка.
Содержание
– Определять национальную принадлежность сказки
сказки.
по информации в заголовке занятия;
Качество:
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без
выносливость, опоры на текст;
упорство.
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по
значению словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с
предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений
(фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со
сведениями, полученными из научно-познавательного

3.

Владимир
Сутеев.
Живые
грибы

Содержание
сказки.
Качество:
трудолюбие.

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок
и
солнышк
о

Содержание
сказки.
Качество:
вежливость,
умение
признавать
свои ошибки.

5.

Михаил
Пляцковс
кий. Урок
дружбы

Содержание
сказки.
Дружба,
жадность.

6

Грузинск
ая сказка.
Лев и
заяц

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из
текста;
– определять последовательность событий и
рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного
текста выбирать верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного
героя;
– определять принадлежность реплик персонажам
сказки (без опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке,
с событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из
текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их
соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для
иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и
противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в
сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста, находить ответы в
тексте;

– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой.
Содержание
– Давать характеристику героям;
сказки.
– определять по рисунку содержание отрывка из
Качество:
текста;
смекалка,
– располагать в правильной последовательности
находчивость, предложения для составления отзыва на прочитанное
хитрость,
произведение;
глупость.
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
Содержание
– Определять жанр произведения;
сказки.
– называть героев сказки;
Семейные
– находить в тексте образные сравнения;
ценности.
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить
ответы из прочитанного текста, находить ответы в
тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в
сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с
прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Счёт
– Определять количество предметов при счёте;
предметов,
– составлять и решать выражения с ответом 5;
составление и
– решать задачу на уменьшение числа на несколько
решение
единиц;
выражений,
– соединять с помощью линейки точки и называть
задачи.
многоугольники;
Многоугольни – решать задачу в два действия.
ки.
Счёт
– Определять количество предметов при счёте;
предметов,
– образовывать число 8;
составление и
– составлять и решать выражения с ответом 9;
решение
– решать задачу в два действия;
выражений,
– находить остаток числа;
задачи.
– соединять с помощью линейки точки и называть
Ломаная.
геометрическую фигуру – ломаную.

7

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

8

Евгений
Пермяк.
Четыре
брата

9

Про
курочку
Рябу,
золотые и
простые
яйца

10

Про козу,
козлят и
капусту

11

Про
петушка
и
жерновцы

Состав числа
9, анализ
данных и
ответы на
вопросы.

12

Как

Разложение

– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на
вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно

13

петушок
и курочки
делили
бобовые
зёрнышки
Про
наливные
яблочки

14. Про
Машу и
трёх
медведей

15

Про
старика,
старуху,
волка и
лисичку

16

Про
медведя,
лису и
мишкин
мёд

17

За
покупкам
и

18

Находчив
ый
Колобок

19

День
рождения
МухиЦокотухи

числа 10 на два из слагаемых больше другого;
и три
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда
слагаемых.
слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
Увеличение
– Преобразовывать текстовую информацию в
числа на
табличную форму;
несколько
– находить недостающие данные при решении задач;
единиц,
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
сложение и
– овладевать практическими навыками деления числа
вычитание в
на части на наглядно-образной основе;
переделах 20.
– выражать большие единицы измерения в более
мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
Состав чисел
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
9, 10, 11.
– решать задачи на нахождение суммы;
Задачи на
– овладевать практическими навыками деления числа
нахождение
на части на наглядно-образной основе;
суммы.
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице
данные;
– устанавливать закономерности.
Задачи на
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
нахождение
– решать задачи на нахождение части числа:
части.
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в
Состав числа
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
12.
– практически работать с круговыми диаграммами,
сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по
рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
Задачи на
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение
нахождение
числа на несколько единиц;
суммы.
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в
Состав чисел
таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
второго
– раскладывать числа первого и второго десятка на
десятка.
несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая грамотность»
Цена, товар,
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
спрос.
– анализировать информацию и объяснять, как
формируется стоимость товара, почему один и тот же
товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
Деньги, цена,
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
услуги, товар. – определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– работать в группе.
Цена,
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
стоимость,
– определять, какой товар можно купить на
сдача,
имеющиеся деньги;
сбережения.
– определять стоимость покупки;

20

Буратино
и
карманны
е деньги

Карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая
покупка.

21

Кот
Василий
продаёт
молоко

Реклама.

22

Лесной
банк

Банк,
финансы,
банковские
услуги,
работники
банка.

23

Как
мужик и
медведь
прибыль
делили

Мошенник,
сделка, доход,
выручка,
прибыль,
продажа
оптом.

24

Как
мужик
золото
менял

Услуга,
равноценный
обмен, бартер.

– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги,
необходимая покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе
предложенных цен;
– анализировать информацию и делать
соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости,
коррекцию собственных действий по решению
учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с
поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и
выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для
первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в
текстовом виде, и на её основе делать
соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают
прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную
сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать
над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»
25

Как
Иванушк
а хотел
попить
водицы

Вода, свойства
воды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в
каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на
высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на
способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа

26

Пятачок,
ВинниПух и
воздушн
ый шарик

Воздушный
шарик, воздух.

27

Про
репку и
другие
корнепло
ды

Корнеплоды.

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

29

Про
Снегуроч
ку и
превраще
ния воды

Три состояния
воды.

30

Как
делили
апельсин

Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла
из апельсина.

бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки
чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух,
который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью
лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на
поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по
результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды,
называть их существенные признаки, описывать
особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из
рассказа учителя, из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу
выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от
формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится
воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами
скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в
другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и
объяснять полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при
воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в
неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания

31

Крошка
Енот и
Тот, кто
сидит в
пруду

Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.

32

Иванова
соль

Соль, свойства
соли.

33

Владимир Яблоко.
Сутеев.
Яблоко

цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в
воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое
отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских,
выпуклых и вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в
соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской
деятельности в различных формах: устное
высказывание, таблица, дополненное письменное
высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и
проводить опыт, аналогичный предложенному, с
заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять
полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно
рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять
предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения
арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

2класс
№
п/
п
1.

Тема
Михаил
Пришвин.

Предмет
изучения
Различия научнопознавательного и

Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений,

Беличья
память

художественного
текстов.

встретившихся в тексте;
– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в
прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию
прочитанного и отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и
художественный; находить их сходство и
различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и
дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в
пределах 100;
– объяснять графические модели при решении
задач;
– анализировать представленные данные,
устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка»,
«продажа», «сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название
российских денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ,
синтез и сравнение;
– готовить небольшое сообщение на заданную
тему.

2.

Про беличьи
запасы

Сложение
одинаковых
слагаемых,
решение задач.

3.

Беличьи
деньги

Бумажные и
металлические
деньги, рубль,
копейка.

4

Про белочку
и погоду

Наблюдения за
погодой.

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и
плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за
погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о
причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание
рассказа.
Отличия
художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений,
встретившихся в тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста
цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста
для готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана
иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.

6

Медвежье
потомство

Столбчатая
диаграмма,

– Анализировать данные столбчатой
диаграммы, представленные в явном и неявном

таблицы,
логические задачи.

7

Повреждённ
ые и
фальшивые
деньги

Наличные деньги,
средства защиты
бумажных денег,
повреждённые
деньги.

8

Лесные
сладкоежки

Медонос,
настоящий и
искусственный мёд

9

Лев Толстой. Содержание
Зайцы
рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.

виде;
– дополнять недостающие на диаграмме
данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые
спрятаны на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая
их истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое
деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника
уровне, что такое фальшивые и поврежденные
деньги;
– знать правила использования поврежденных
денег;
– находить и показывать средства защиты на
российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной
информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при
проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;
– различать свойства настоящего и
поддельного, искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять
их в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах
мёда.
– Заполнять кластер на основе полученных
сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– определять объект на рисунке с помощью
подсказки;
– определять последовательность действий,
описанных в рассказе;
– различать художественный и научнопознавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из
энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию,

10

Про зайчат и
зайчиху

11

Банковская
карта

12

Про
Зайчишку и
овощи

13

Николай
Сладков.
Весёлая игра

14

Лисьи
забавы

полученную из текста;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
Единицы
– Определять количество часов в сутках;
измерения времени: – находить необходимую информацию в тексте
сутки, часы.
и выполнять математические вычисления;
Сложение в
– подбирать из предложенных чисел суммы
пределах 100.
чисел, состоящих из двух слагаемых,
Логические задачи. доказывать правильность выбранных чисел;
Диаграмма.
– решать логические задачи по данному
условию;
– составлять элементарную диаграмму.
Банковская карта.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в
магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в
банкомате с помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
Морковь, огурец,
– Определять по рисункам названия растений и
помидор, свёкла,
находить среди них овощи;
капуста.
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным
путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной
моркови.
Содержание
– Определять тип и тему текста, называть его
рассказа
персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать
цитаты в качестве ответов на вопросы по
содержанию прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и
выражений;
– устанавливать истинность и ложность
утверждений, подтверждая или опровергая их с
помощью цитат;
– составлять на доступном для второклассника
языке инструкции/правила, грамотно
оформлять их на письме.
Решение
логических задач с
помощью таблицы;
столбчатая
диаграмма, чертёж.

– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте
и выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью
таблицы;
– анализировать данные, представленные в
столбчатой диаграмме, дополнять
недостающие в диаграмме данные;

– составлять вопросы, ответы на которые
можно узнать по данным столбчатой
диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять
построения на чертеже в соответствии с
данными задачи.
Правила
– Иметь представление об элементах,
безопасности при
расположенных налицевой и оборотных
использовании
сторонах банковской карты, объяснять их
банковских карт.
назначение;
– находить необходимую информацию в тексте
задания;
– формулировать правила безопасности при
использовании банковских карт.
Устройство лисьей – Иметь представление об устройстве лисьих
норы, свойства
нор;
лесной земли, песка – проводить простейшие опыты по определению
и глины, состав
свойств лесной земли, песка и глины, состава
почвы.
почвы;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит
плодородие почвы.

15

Безопасност
ь
денег на
банковской
карте

16

Лисьи норы

17

Обыкновенн
ые
кроты

Содержание
научнопознавательного
текста.

– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе
прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить словаассоциации;
– соединять линиями части предложений и
определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным
предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной
теме;
– определять название раздела, в котором
может быть размещён текст.

18

Про крота

Сложение в
пределах 100.
Логические задачи.
Диаграмма.

19

Про кредиты Кредит. Ипотечный
кредит.
Автокредит.
Кредит наличными.

– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных
таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной
цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на
основе верных высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга
разные виды кредитов;

20

Корень –
часть
растения

Корень. Виды
корневых систем.
Видоизменённые
корни.

21

Эдуард
Шим.
Тяжкий труд

Содержание
художественного
текста.

22

Про ежа

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграмма,
названия месяцев.

23

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад,
вклад до
востребования.

– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
банку по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден
клиенту банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с
корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.
– Определять книгу, в которой можно
прочитать предложенный художественный
текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в
тексте;
– находить в тексте предложение по заданному
вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные
ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или
письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название насекомого;
– определять время с помощью скорости и
расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы,
находить часть от числа и записывать
результаты в таблицу, результаты таблицы
переносить в круговую диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных
данных;
– определять последовательность маршрута на
основе схемы;
– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество
месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад
до востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по
вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент
по вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают
проценты.

24

Занимательн
ые
особенности
яблока

Яблоко, свойства
яблока.

– Объяснять, почему яблоко в месте разреза
темнеет, а при покрытии разреза соком лимона
не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от
магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.

25

Полевой
хомяк

Содержание
научнопознавательного
текста.

– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе
прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе
рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным
предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных
сведений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение
слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к
сообщению.

26

Про
полевого
хомяка

Решение
выражений,
столбчатая и
круговая
диаграммы,
именованные
числа,
четырёхугольники.

– Находить значение выражений, соотносить
полученные результаты с буквами и читать
название животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе
имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся
данных;
– находить путь хомяка на основе заданного
условия, доказывать, что путь выбран
правильно;
– записывать именованные числа в порядке
возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному
условию.

27

Ловушки
для денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных
ситуациях при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

28

Про хомяка
и его запасы

Горох, свойства
прорастания
гороха.

– Называть растения, плоды которых
составляют основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и
воздух влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста,

особенно в первое время, проростки
используют вещества, запасённые в самих
семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие
света на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет
температура на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина
посева на прорастание семян;
– определять правильную последовательность
прорастания семян гороха.

29

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте
словосочетание и объяснять его лексическое
значение;
– находить среди предложенных вариантов
вопросы, на которые можно/нельзя найти
ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию
прочитанного;
– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в
письменной форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая
закономерности её заполнения;
– находить приблизительное значение
диаметра окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых
слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений
инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.

30

Бобрыстроители

Диаметр, длина
окружности,
решение
практических
задач.

31

Такие
разные
деньги

Валюта, курс для
обмена валюты,
деньги разных
стран.

– Иметь представление о валюте как
национальной денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте
и на иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной
единицы стране;
– иметь представление о банковской операции
«обмен валюты».

32

Материал
для плотин

Строение
древесины дерева,
определение
возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению
свойств древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных

наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и
мягкие породы деревьев.
33

Позвоночны
е животные

34

Встреча
друзей

3 класс
№
п/п

Рыбы, птицы,
– Называть группы позвоночных животных;
рептилии, амфибии, – называть признаки пяти групп позвоночных
млекопитающие.
животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают
признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти
ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с
указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на
занятии.
– Находить необходимую информацию в
тексте задания;
– понимать, что такое «валюта», «курс рубля»,
«кредит», «банковский вклад», «процент по
вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в
таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение
чисел в пределах 1000.

Тема

1

Про дождевого
червяка

3

Кальций

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Тип текста.
– Определять тип текста;
Содержание научно– дополнять предложение словами из
познавательного
текста;
текста.
– определять периоды развития
дождевого червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви –
это настоящие сокровища, живущие
под землёй;
– определять на основе теста способ
питания дождевых червей;
– находить предложение,
соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию
текста;
– называть дополнительные вопросы,
ответов на которые нет в тексте.
Содержание научно-

– Работать с кластером;

познавательного
текста.

– Дополнять предложение словами из
текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы,
содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые
соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно
найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– определять название книг с
достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования
предложений;
– называть хлебобулочные изделия.

5

Сколько весит
облако?

Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста

7

Хлеб – всему
голова

Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста

9

Про мел

Главная мысль текста. – Заполнять кластер о происхождении
Содержание текста.
мела;
– составлять вопрос по готовому
ответу;
– давать определение слова;

11

Про мыло

Содержание научнопознавательного
текста.

13

История свечи

Содержание научнопознавательного
текста.

15

Магнит

Содержание научнопознавательного
текста.

– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– составлять план текста в виде
вопросов;
– составлять вопрос по содержанию
текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– находить в тексте предложение,
которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по
заданному условию;
– дополнять текст по заданному
условию;
– определять даты принятия гербов.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный
вопрос;
– определять слово по его лексическому
значению;
– называть вещества, которые
используют при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно
найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить
ответы в тексте;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на
основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при
использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
– Давать определение слова;
– дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный
вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия
между предметами;
– называть предметы, о которых
говорится в тексте;
– рассказывать о прочитанном

2

4

6

8

10

произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют
щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой
червь;
– объяснять, почему во время дождя
дождевые черви выползают на
поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви
создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
Полезный
Кальций
– Заполнять таблицу;
кальций
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что
происходит с костями и скорлупой
яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с
молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости
кальция для организма.
Про облака
Облака
– С помощью опыта показывать
образование облаков;
– объяснять, почему облака
увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
Про хлеб и
Дрожжи. Хлеб.
– Называть внешние признаки сходства
дрожжи
и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и
пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в
хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий
влияние температуры на процесс
брожения;
– проводить опыт, показывающий
влияние сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий
образование углекислого газа при
брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что
вкус и качество хлеба зависят от
выдержки теста.
Интересное
Мел.
– Определять внешние признаки мела;
вещество – мел
– доказывать, что мел не растворяется в
воде;
– называть, из чего состоит мел;

12

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

14

Про свечи

Свеча

16

Волшебный
магнит

Магнит

17

Проверь себя

– доказывать, что мел содержит
карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла
появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что
мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что
мыло уменьшает поверхностное
натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы
мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри
образуются из жидкого мыла.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости
поднимается вода;
– объяснять, почему происходит
возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие
предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что
магнитная сила действует через стекло
и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что
магнит может намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет
два полюса;
– показывать с помощью опыта, как
можно создать компас.

Проверочная работа
Материал, изученный – Ориентироваться в понятиях,
в первом полугодии.
изученных в первом полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»

18

Что такое
«бюджет»?

Федеральный
бюджет, уровни
бюджета, дефицит,
профицит.

20

Семейный
бюджет

Семейный бюджет,
доходы и расходы.

22

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата

Понятие заработной
платы, виды
зарплаты.

24

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и
социальные
пособия

Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.

26

Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш

Наследство, вклад,
выигрыш.

– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «бюджет»,
«налоги»; «дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и
уметь аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать
собеседника.
– Объяснять значение понятия
«семейный бюджет»;
– понимать, как в семье появляются
доходы;
– делить расходы на «обязательные»,
«желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в
устной и письменной речи на заданную
тему.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «заработная
плата», «фиксированная зарплата»,
«аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать данные,
представленные в виде графика;
– приводить примеры различных
профессий;
– объяснять, отчего может зависеть
размер заработной платы.
– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «пенсия»,
«досрочная пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника
уровне определять основание для
назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся
к регулярным, а какие – к
эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный
доход», «выигрыш», «клад»,
«наследство» и «движимое и
недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается
налогом;
– иметь представления о налогах,
которые человек должен заплатить от
доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить

28

На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов

Классификация
расходов по
различным
основаниям.

30

На что тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи

Виды обязательных
платежей.

32

19

21

человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек
может получить в наследство.
–– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «обязательные
расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные
расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные
расходы», «сезонные расходы»,
«разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся
те или иные расходы.

– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы»,
«налоги»;
– объяснять, почему обязательные
платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций
определять вид обязательного платежа.
Как сэкономить Экономия семейного
– Понимать и правильно использовать
семейные
бюджета.
финансовые термины: «экономия
деньги?
семейного бюджета»,
«продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила
экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника
уровне объяснять, почему необходимо
экономить семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
Расходы и
Сравнение доходов и – Определять дефицитный и
доходы бюджета расходов. Дефицит и
профицитный бюджет;
профицит.
– анализировать данные,
представленные на инфографике, и на
основе этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному
решению;
– формулировать вопрос задачи.
Планируем
Доходы и расходы в
– анализировать данные,
семейный
семейном бюджете.
представленные в таблице, и по этим
бюджет
данным выполнять необходимые
вычисления;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел, деление круглого
числа на однозначное;

23

Подсчитываем
семейный доход

Семейный доход в
таблице, на
диаграмме.

25

Пенсии и
пособия

Прожиточный
минимум,
минимальная пенсия,
пособия.

27

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.

29

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.

– анализировать данные столбчатой
диаграммы;
– выполнять умножение двузначного
числа на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и
записывать её решение.
– Анализировать график и по данным
графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых
многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора
среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую
диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на
основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой
диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую
диаграмму.
– Анализировать данные,
представленные в таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– анализировать данные,
представленные в виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась
пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе
текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских
пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком
размере нужно платить налог с
выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный
доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от
числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию,
необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного
дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья
откладывает на непредвиденные
расходы.

31

Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные
платежи

33

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

Экономия семейного
бюджета.

34

Проверь
себя

– Определять, какие налоги должна
платить семья;
– анализировать данные диаграммы и
на основе этих данных заполнять
таблицу;
– подсчитывать ежемесячные
обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или
увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел.

– Под руководством учителя решать
составные задания на нахождения
количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле
товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
Материал, изученный – Ориентироваться в понятиях,
во втором полугодии. изученных во втором полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.

4 класс
№
п/
п
1

Тема
Старинная
женская
одежда

Предмет
изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
научно– определять тему;
познавательного
– определять главную мысль;
текста.
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской
одежды.

2

Старинные
женские
головные
уборы

Содержание
научнопознавательного
текста.

3

Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы

Содержание
научнопознавательного
текста.

4

Жилище
крестьянской
семьи на Руси

Содержание
научнопознавательного
текста.

5-6 Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской избы

Содержание
научнопознавательного
текста.

7

История
посуды на
Руси

Содержание
научнопознавательного
текста.

8

Какие деньги
были раньше в
России

Содержание
научнопознавательного
текста.

– Определять лексическое значение слова;
–составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
– определять по описанию названия головных
уборов;
– приводить примеры современных головных
уборов.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название
предмета.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о
различии между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о
предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их
рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
– Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
– соотносить рисунок и его название;
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
– Определять лексическое значение слова с
помощью Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых
можно дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их

возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный
срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это
ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
Болгарский перец. – Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной
информации.
Картофель.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от
плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
Баклажан.
– Называть представителей семейства
Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для
прорастания семян;
– определять условия, необходимые для
прорастания семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом
растений.

9

Томат

10

Болгарский
перец

11

Картофель

12

Баклажан.
Семейство
Паслёновые

13

Лук

Лук.

14

Капуста

Капуста.

– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные
в таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;

15

Горох

16

Грибы

17

Творческая
работа

18 Потребительск
-19 ая корзина

20

Прожиточный
минимум

21

Инфляция

22
-

Распродажи,
скидки,

– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
Горох.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной
силой;
– определять, что горох является холодостойким
растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха,
сравнивать результаты двух опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав
– Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
потребительской
– понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзины.
корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах
нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
Назначение
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум»,
прожиточного
«минимальный размер оплаты труда»;
минимума.
– объяснять, на что влияет прожиточный
минимум;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах
нашей страны;
– объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума для разных категорий
населения нашей страны.
Инфляция.
– Понимать значение и правильно использовать
термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
Акции,
– Понимать значение и правильно использовать
термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
распродажа,
программа», «программа лояльности», «бонусы»,

23

бонусы

24

Благотворител
ьность

25

Страхование

26

В бассейне

27- Делаем ремонт
28

29

30

Праздничный
торт

Обустраиваем
участок

скидки, бонусы,
кешбэк.

«кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые
торговыми точками, предназначены для
увеличения доходов магазинов и привлечения
покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
Благотворительно – Понимать значение и правильно использовать
термины «благотворительность»,
сть.
«благотворительный фонд»;
– называть группы населения, которые могут
нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней
нуждается.
Виды
– Понимать значение и правильно использовать
термины «страхование», «страховка», «полис»;
страхования.
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание
– Анализировать расписание занятий с целью
занятий, выгодная определения свой занятости;
– решать задачи на определение стоимости
покупка.
покупки;
– определять, какая из двух покупок является
более выгодной;
– решать задачи на определение скорости
плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта,
– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества
расчёт стоимости
необходимого материала для ремонта кухни;
строительных
– решать задачи на расчёт стоимости
материалов.
необходимого материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них
известные размеры.
Рецепт торта,
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
задачи на тройку
– определять, какие продукты выгоднее купить
величин «цена,
для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
количество,
приготовление торта;
стоимость».
– сравнивать цену различных товаров, выполняя

Расходы на
обустройство
участка, площадь
и периметр

необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его
масштаб;
– находить площадь и периметр участка и
построек на нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;

31- Поход в кино
32

33

Отправляемся
в путешествие

34

Составляем
словарик по
финансовой
грамотности

– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на поход – Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
в кино.
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на
– Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
путешествие.
– решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
Понятия по
– Понимать значение и правильно использовать
финансовые термины;
финансовой
– иллюстрировать изученные понятия;
грамотности,
– составлять математические задачи с
изученные в 1-4
изученными финансовыми терминами;
классах.
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

Используемая литература
1.
Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2.Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
3.Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
4.Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 96 с. – (Учение с увлечением).
5.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников 1 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 108 с. – (Учение с
увлечением).
6.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников2 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 108 с. – (Учение с
увлечением).
7.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников3 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 114 с. – (Учение с
увлечением).
8.Функциональная грамотность. Тренажер для школьников 4 класс. Программа внеурочной
деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 118 с. – (Учение с
увлечением).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».