Пояснительная записка. Курс «Чудеса физики» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 7-9 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования. 1. Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не может полноценно его осуществлять только на уроках. Чтобы всесторонне развить те умения и навыки, о которых говорилось выше, необходимо работать с обучающимися и во внеурочное время. Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Курс внеурочной деятельности по физике «Чудеса физики» создает у обучающихся представление о научной картине мира, формирует интерес к технике, развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения физики. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных познаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Занимательные опыты по физике помогают увидеть много интересного и совсем нетрудного для понимания в данном предмете школьного курса. Физические законы действуют в окружающем нас мире повсюду. Мы испытываем и используем их действие постоянно, часто сами того не замечая. Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. Опыты проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану. Чтобы получить научные знания об окружающем нас мире, необходимо обдумать и объяснить результаты проведённых опытов. В ходе реализации нашего проекта мы проделали эксперименты, которые можно объяснить с точки зрения физики. Предлагаемые нами опыты помогают в более наглядной форме увидеть, запомнить и самое главное понять сущность физических законов и принципов, по которым устроен наш мир. Опыты по физике – это возможность для человека более основательно разобраться в устройстве окружающего нас мира. Известна легенда об итальянском учёном Г.Галилее. для того, чтобы изучить, как происходит падение тел, Галилей ронял разные шары с наклонной башни в г. Пиза. Проделав такие опыты, учёный получил подтверждение своей гипотезы и открыл закон падения тел. Таким образом, источником физических знаний являются наблюдения и опыты. Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному направлению внеурочной деятельности Цель курса: расширять и углублять знания, полученные обучающимися на уроках, показать использование знаний в практике, в жизни, раздвинуть границы учебника, зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять; раскрыть перед обучающимися содержание и красоту физики. Задачи курса: развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и выполнять творческие задания; овладение методами научных исследований, освоение способов анализа экспериментальных данных. Изучив интернет-ресурсы, выбрать наиболее интересные, увлекательные физические опыты, которые можно провести в домашних условиях. Сформировать умение планировать и выполнять эксперименты. Углубить и расширить свой кругозор, совершенствовать свои знания и умения. Развивать навыки самостоятельного творческого труда и умения логически мыслить. Попробовать снять видео с опытами, смонтировать и выложить полученный фильм в медиатеку личного блога учителя. Подготовить внеклассное мероприятие для обучающихся младшего звена «Этот удивительный мир физики» и провести его в ходе физико-математической недели. Привлечь интерес обучающихся к физической науке. Объект исследования - занимательные опыты по физике, основанные на изменении агрегатных состояний вещества, теплопроводности, равновесии тел (автоколебания), поверхностном натяжении, а также механике, оптике, магнетизме и электричестве, которые можно проводить в домашних условиях. Методы и приемы исследования - изучение, анализ, эксперимент. Практическое значение: 1. Полученный материал в ходе данного проекта можно использовать на уроках физики при прохождении тем: «Архимедова сила», «Магнитное поле», «Простые механизмы. Рычаг», «Реактивное движение» 2. Полученный материал можно использовать в рамках внеклассной работы; для создания видеофильма «Занимательные опыты по физике» 3. К опытам, рассмотренным, в данном проекте будут разрабатываться прилагаются инструкции по проведению опытов. Все представленные физические эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов. Связь содержания программы с учебными предметами Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по общеинтелектуальному направлению «Физика вокруг нас». Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятияпутешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям. Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое включение материала учебных предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей должны включать в себя: 1. Чёткость и компактность материала. 2. Взаимосвязанность материала занятия с учебными материалами интегрируемых предметов; 3. Большую информативную ёмкость материала Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Чудеса физики» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как: химия, алгебра, геометрия, география, биология, музыка. Особенности реализации программы внеурочной деятельности: форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при реализации программы Курс разработан для учащихся 7-9 классов. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа. В ходе работы предполагается использование методов активного обучения, таких как эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию необходимых в быту устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе знания законов физики, знакомство с техническими новинками. Знакомство с простыми и эффектными опытами, которые не являются простой ловкостью рук, а построены на основных законах физики, что вызывает познавательный интерес и побуждает к творческой деятельности. Участие в демонстрации занимательных опытов и изготовлении различных механизмов, выполненных из подручного материала. Основные формы организации занятий: занимательные опыты; познавательные игры; выполнение творческих заданий; работа с дополнительной литературой. Для успешной реализации данной программы необходимо: классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное); мебель (столы, стулья, классная доска); наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ. компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор); желание детей заниматься. Курс «Чудеса физики»включает различные аспекты подготовки будущего исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику исследования, что понадобится и при написании проектных работ. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы Обучающиеся должны знать: строение вещества, различные физические приборы и точность их измерения, природу силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела, законы отражения и преломления света, природу миражей, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения, законы Ньютона, основные физические величины и единицы их измерения: работа, мощность, энергия, масса, ускорение, скорость , оптическая сила линзы. Обучающиеся должны уметь: объяснять определение цены деления шкалы физического измерительного прибора, определять погрешность измерения прибора, записывать и объяснять физические законы, формулы, механическое движение и его виды, формулы и размерности различных физических величин, природу света и законы отражения и преломления света , строение глаза и разложение белого света на составные цвета, строить изображение в плоском, вогнутом зеркале, линзе, проводить исследования по теме урока и выполнять решение задач. Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации программы Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное время. Личностными результатами обучения физике в основной школе являются: 1. Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; 2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; 3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; 4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями; 5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода; 6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения. Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются: 1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий; 2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений; 3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его; 4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач; 5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; 7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию. Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в процессе реализации программы Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике. Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут: практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры, олимпиады. Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: олимпиады, творческие конкурсы, интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности. Тематическое планирование курса «Чудеса физики» Наименование разделов и тем № занятия № п/п Количество часов Теория 1. Практика Всего Физика вокруг нас Вводное занятие. Инструктаж по технике 1.1 безопасности (ТБ) в кабинете физики. Игра «Умники и умницы»: «Что же изучает 1.2 физика?» 1. Опыты и эксперименты. Теория. Основа знаний по физике – опыты и 2.1 эксперименты. От открытий ученых в древности к 2.2. современным научным открытиям. Подготовка проектов для занятия 2.3 и 2.4 Подготовка материалов к выставке «Самые 2.3 значительные научные открытия XXI века» Современные российские ученые и их 2.4 открытия. Мультимедийный проект. 1. Опыты и эксперименты. От теории к практике. ТБ в физической лаборатории при проведении 3.1 опытов и экспериментов. Что за дверью физической лаборатории? Подбор элементарных физических опытов 3.2 2 4 4 4 3.3 Опытное экспериментирование 1. «До чего дошел прогресс!» подготовка и реализация проекта 21-24 4.1 Работа над сценарием отчетной программы Подготовка мультимедийного материала. 25-28 4.2 Репитиционные выступления. 29-33 4.3 Выступления на классах ОУ Итого: 8 8 8 13 13 13 4 4 4 4 4 4 5 5 5 33 1 2 3 4-5 6 7 8 9-12 13-20 1 2 1 1 1 1 1 4 2 5 1 1 2 2 1 1 1 1 1 13 1 1 Условия реализации программы. Оснащение кабинета: столы для обучающихся, доска, ноутбук, медиапроектор. Оборудование для лабораторных работ: динамометры, набор для изготовления моделей молекул, весы с разновесами, рычаги, набор тел неправильной формы, наборы калориметрических тел, измерительные цилиндры, мензурки, наборы грузов массой 100 г, термометры, магниты, железные опилки, штативы, источники питания на 4 В, соединительные провода, лампы на подставках, набор сопротивлений, амперметры, вольтметры, индукционная катушка, линзы, зеркала, камертон, свечи Набор рабочих инструментов и чертёжных принадлежностей, материалы для изготовления моделей: картон, бумага различных форматов, полиэтилен, деревянные рейки, скотч, гвозди, шурупы.