Программа внеурочной деятельности Чудеса физики 7-9 классы

Пояснительная записка.
Курс «Чудеса физики» реализует общеинтеллектуальное направление во
внеурочной деятельности в 7-9 классах в соответствии с Федеральным государственным
стандартом основного общего образования.
1.
Актуальность выбранного направления и тематики внеурочной деятельности
Процесс обучения и воспитания настолько сложен и многообразен, что учитель не
может полноценно его осуществлять только на уроках. Чтобы всесторонне развить те
умения и навыки, о которых говорилось выше, необходимо работать с обучающимися и
во внеурочное время.
Внеурочная деятельность ставит своей целью прежде всего развитие личности
обучающихся и в соответствии с требованиями ФГОС организуется по направлениям
развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное).
Курс внеурочной деятельности по физике «Чудеса физики» создает у
обучающихся представление о научной картине мира, формирует интерес к технике,
развивает творческие способности, готовит к продолжению изучения физики. Являясь
основой научно-технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность
научных познаний, подчеркивает их нравственную ценность, формирует творческие
способности
учащихся,
их
мировоззрение,
т.е.
способствует
воспитанию
высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть
достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к
знаниям. Занимательные опыты по физике помогают увидеть много интересного и совсем
нетрудного для понимания в данном предмете школьного курса. Физические законы
действуют в окружающем нас мире повсюду. Мы испытываем и используем их действие
постоянно, часто сами того не замечая.
Арабская пословица гласит: “Один опыт стоит тысячи слов”. Опыты проводят с
определённой целью, по заранее обдуманному плану. Чтобы получить научные знания об
окружающем нас мире, необходимо обдумать и объяснить результаты проведённых
опытов. В ходе реализации нашего проекта мы проделали эксперименты, которые можно
объяснить с точки зрения физики. Предлагаемые нами опыты помогают в более наглядной
форме увидеть, запомнить и самое главное понять сущность физических законов и
принципов, по которым устроен наш мир.
Опыты по физике – это возможность для человека более основательно
разобраться в устройстве окружающего нас мира.
Известна легенда об итальянском учёном Г.Галилее. для того, чтобы изучить, как
происходит падение тел, Галилей ронял разные шары с наклонной башни в г. Пиза.
Проделав такие опыты, учёный получил подтверждение своей гипотезы и открыл закон
падения тел. Таким образом, источником физических знаний являются наблюдения и
опыты.
Цель и задачи обучения, воспитания и развития детей по общеинтелектуальному
направлению внеурочной деятельности
Цель курса:

расширять и углублять знания, полученные обучающимися на уроках,
показать использование знаний в практике, в жизни, раздвинуть границы учебника,
зажечь учащихся стремлением как можно больше узнать, понять;

раскрыть перед обучающимися содержание и красоту физики.
Задачи курса:

развитие и закрепление умений решать нетрадиционные задачи и
выполнять творческие задания;

овладение методами научных исследований, освоение способов анализа
экспериментальных данных.

Изучив интернет-ресурсы, выбрать наиболее интересные, увлекательные
физические опыты, которые можно провести в домашних условиях.


Сформировать умение планировать и выполнять эксперименты. Углубить и
расширить свой кругозор, совершенствовать свои знания и умения. Развивать навыки
самостоятельного творческого труда и умения логически мыслить.

Попробовать снять видео с опытами, смонтировать и выложить полученный
фильм в медиатеку личного блога учителя.

Подготовить внеклассное мероприятие для обучающихся младшего звена
«Этот удивительный мир физики» и провести его в ходе физико-математической недели.

Привлечь интерес обучающихся к физической науке.
Объект исследования - занимательные опыты по физике, основанные на
изменении агрегатных состояний вещества, теплопроводности, равновесии тел
(автоколебания), поверхностном натяжении, а также механике, оптике, магнетизме и
электричестве, которые можно проводить в домашних условиях.
Методы и приемы исследования - изучение, анализ, эксперимент.
Практическое значение:
1.
Полученный материал в ходе данного проекта можно использовать на
уроках физики при прохождении тем: «Архимедова сила», «Магнитное поле», «Простые
механизмы. Рычаг», «Реактивное движение»
2.
Полученный материал можно использовать в рамках внеклассной работы;
для создания видеофильма «Занимательные опыты по физике»
3.
К опытам, рассмотренным, в данном проекте будут разрабатываться
прилагаются инструкции по проведению опытов. Все представленные физические
эксперименты безопасны, не требуют специального оборудования и материалов.

Связь содержания программы с учебными предметами
Учебная и внеучебная деятельность составляют единое целое, поэтому школьные
учебные предметы и занятия по внеурочной деятельности не могут быть изолированы
друг от друга. Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством
глубокого и всестороннего усвоения основ программы внеурочной деятельности по
общеинтелектуальному направлению «Физика вокруг нас».
Современные занятия внеурочной деятельности - это занятия-познания, занятияпутешествия, занятия-открытия. занятия, где учитель и ученик постигают новое
одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.
Исходя из требований к занятиям внеурочной деятельности, можно создать занятия с
использованием межпредметных связей, которые предусматривают лишь эпизодическое
включение материала учебных предметов. Такие занятия с учётом межпредметных связей
должны включать в себя:
1. Чёткость и компактность материала.
2. Взаимосвязанность
материала
занятия
с
учебными
материалами
интегрируемых предметов;
3. Большую информативную ёмкость материала
Курс внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Чудеса
физики» носит комплексный характер, что отражено в межпредметных связях с такими
учебными дисциплинами как: химия, алгебра, геометрия, география, биология, музыка.
Особенности реализации программы внеурочной деятельности:
форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности; количество часов и их место
в плане внеурочной деятельности; характеристика условий ОУ при реализации программы
Курс разработан для учащихся 7-9 классов. Программа рассчитана на 34 часа, 1
час в неделю. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиНа. В
ходе работы предполагается использование методов активного обучения, таких как
эвристическая беседа, разрешение проблемной ситуации, обучение пользованию
необходимых в быту устройств, экспериментальное моделирование реальной бытовой
ситуации, унифицированное использование элементарных бытовых предметов на основе
знания законов физики, знакомство с техническими новинками. Знакомство с простыми и

эффектными опытами, которые не являются простой ловкостью рук, а построены на
основных законах физики, что вызывает познавательный интерес и побуждает к
творческой деятельности. Участие в демонстрации занимательных опытов и изготовлении
различных механизмов, выполненных из подручного материала.
Основные формы организации занятий:
 занимательные опыты;
 познавательные игры;
 выполнение творческих заданий;
 работа с дополнительной литературой.
Для успешной реализации данной программы необходимо:
 классное помещение (просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
 мебель (столы, стулья, классная доска);
 наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических
занятий, цветные мелки, приборы и оборудование для выполнения практических работ.
 компьютерная техника: (компьютеры, экран, проектор);
 желание детей заниматься.
Курс «Чудеса физики»включает различные аспекты подготовки будущего
исследователя: умений обращаться с различными приборами, знание основных методов
измерений и способов представления результатов измерений в виде таблиц, диаграмм или
графиков, навыки систематизации полученных результатов, оценки их достоверности. То
есть ребята учатся не только проводить эксперимент, но и постигать методику
исследования, что понадобится и при написании проектных работ.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся
в процессе реализации программы
Обучающиеся должны знать: строение вещества, различные физические приборы
и точность их измерения, природу силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела,
законы отражения и преломления света, природу миражей, органы зрения человека и
животных, основы гигиены зрения, законы Ньютона, основные физические величины и
единицы их измерения: работа, мощность, энергия, масса, ускорение, скорость ,
оптическая сила линзы.
Обучающиеся должны уметь: объяснять определение цены деления шкалы
физического измерительного прибора, определять погрешность измерения прибора,
записывать и объяснять физические законы, формулы, механическое движение и его
виды, формулы и размерности различных физических величин, природу света и законы
отражения и преломления света , строение глаза и разложение белого света на
составные цвета, строить изображение в плоском, вогнутом зеркале, линзе,
проводить исследования по теме урока и выполнять решение задач.
Требования к УУД, которые должны сформировать обучающиеся в процессе реализации
программы
Формирование у учащихся общих учебных умений и навыков – универсальных
учебных действий происходит в процессе повседневной работы на уроках и во внеурочное
время.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
1. Сформированность познавательных интересов на основе развития
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
2. Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
3. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
4. Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными
интересами и возможностями;

5. Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
6. Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам
открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и
оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты
своих действий;
2. Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их
объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение
универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных
фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических
моделей процессов или явлений;
3. Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять
информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и
перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами,
выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на
поставленные вопросы и излагать его;
4. Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для
решения познавательных задач;
5. Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли
и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
6. Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение
эвристическими методами решения проблем;
7. Формирование умений работать в группе с выполнением различных
социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести
дискуссию.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся
в процессе реализации программы
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики
является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной
школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи
характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения
учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных
экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого
интереса к физике.
Формы учета знаний и умений, система контролирующих
материалов для оценки планируемых результатов освоения
программы внеурочной деятельности
Основными формами учёта знаний и умений на первом уровне будут:
практические работы, тесты, проекты, различные сообщения и рефераты, игры,
олимпиады.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в
процессе организации следующих форм деятельности: олимпиады, творческие конкурсы,
интеллектуальные игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов
освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и
поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать

процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся
будет значимым участником деятельности.
Тематическое планирование курса
«Чудеса физики»
Наименование разделов и тем

№ занятия №
п/п

Количество часов
Теория

1.

Практика Всего

Физика вокруг нас
Вводное занятие. Инструктаж по технике
1.1
безопасности (ТБ) в кабинете физики.
Игра «Умники и умницы»: «Что же изучает
1.2
физика?»
1.
Опыты
и
эксперименты.
Теория.
Основа знаний по физике – опыты и
2.1
эксперименты.
От открытий ученых в древности к
2.2.
современным
научным
открытиям.
Подготовка проектов для занятия 2.3 и 2.4
Подготовка материалов к выставке «Самые
2.3
значительные научные открытия XXI века»
Современные российские ученые и их
2.4
открытия. Мультимедийный проект.
1.
Опыты
и
эксперименты.
От теории к практике.
ТБ в физической лаборатории при проведении
3.1
опытов и экспериментов. Что за дверью
физической лаборатории?
Подбор элементарных физических опытов
3.2

2

4

4

4

3.3
Опытное экспериментирование
1.
«До чего дошел прогресс!» подготовка и реализация
проекта
21-24
4.1
Работа над сценарием отчетной программы
Подготовка мультимедийного материала.
25-28
4.2
Репитиционные выступления.
29-33
4.3
Выступления на классах ОУ
Итого:

8

8

8

13

13

13

4

4

4

4

4

4

5

5

5
33

1
2

3
4-5
6
7

8
9-12
13-20

1

2

1

1

1

1

1

4

2

5

1

1

2

2

1

1

1

1

1
13

1

1

Условия реализации программы.
Оснащение кабинета: столы для обучающихся, доска, ноутбук, медиапроектор.
Оборудование для лабораторных работ: динамометры, набор для изготовления
моделей молекул, весы с разновесами, рычаги, набор тел неправильной формы, наборы
калориметрических тел, измерительные цилиндры, мензурки, наборы грузов массой 100 г,
термометры, магниты, железные опилки, штативы, источники питания на 4 В,
соединительные провода, лампы на подставках, набор сопротивлений, амперметры,
вольтметры, индукционная катушка, линзы, зеркала, камертон, свечи
Набор рабочих инструментов и чертёжных принадлежностей, материалы для
изготовления моделей: картон, бумага различных форматов, полиэтилен, деревянные
рейки, скотч, гвозди, шурупы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».